Завалинка
Номер от 11 ноября 2011 г.

Японцы порылись в Кузбассе…
… И нашли скелеты предков на частном огороде

Представительная делегация японского правительства приехала в Кузбасс, чтобы разыскать останки интернированных японских военнопленных. Есть сведения, что около 40 тысяч солдат после капитуляции Японии в 1945¬1947 годах строили в нашем регионе Юрмаш, работали на шахтах Анжеро­Судженска, Киселевска и Прокопьевска. Сотни их на долгие годы остались лежать в кузбасской земле. Цель нынешнего визита — подтвердить информацию о захоронениях японских военнопленных в Яе, Кемерове и Киселевске. Наши корреспонденты встречали японскую правительственную делегацию в Яе и внимательно наблюдали за ее работой. Никакой специальной техники у поисковиков не было. Был обычный металлический щуп, рулетки да лопаты. Но ориентируясь по архивным схемам захоронений, описаниям местности, они быстро смогли нащупать точное место захоронений.

Японское кладбище отыскалось на одном из частных огородов пенсионеров по ул. Северной. Хозяева только что успели собрать урожай, как в огороде появились копатели и их многочисленные сопровождающие. Понятно, что пенсионеры были не рады такому визиту. Ведь больше десяти лет удобряли тут перегноем землю, а теперь им накопали ям, набросали глины. Да еще на следующий год запланировали приехать, чтобы раскопать практически всю усадьбу. Надежда Медведева рассказала, что живет здесь 24 года. Когда только начинали разрабатывать огород, то на штык лопаты, куда ни копни, постоянно натыкались на кости и черепа. Особенно много выкапывалось костей, когда строили под баню фундамент.

Приехали не зря

От правительства России приехал из Москвы и помогал искать останки военнопленных заместитель генерального директора ассоциации международного военно¬мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» Василий Толочко и представитель этой же ассоциации в Кузбассе Геннадий Шабалин. Говоря о визите в Яю, Василий Толочко отметил, что, по архивным данным, останки японских военнопленных в Кузбассе лежат на шести кладбищах. В Яе, к примеру, по документам НКВД захоронены 54 человека, но местные жители считают, что их здесь можно найти намного больше. Японцы уже больше десяти лет почти ежегодно посещают Яю, чтобы отдать дань памяти своим родным, которые не вернулись домой. Проводят ритуалы у памятника японским военнопленным. Но до раскопок в Яйской земле дело пока не доходило. Только в этот раз в Кузбасс приехала поисковая группа, которую возглавлял представитель министерства здравоохранения, благосостояния и труда господин Конума Тосио. Он сказал нашему корреспонденту:

— В Яю мы приехали не зря, потому что быстро обнаружили останки военнопленных. Подтвердилось, что здесь на самом деле находится кладбище. Остальная работа по сбору всех останков будет проведена в следующем году.

Геннадий Шабалин с 1991 года занимается поисками массовых мест захоронений военнопленных в Кузбассе, рассказал, что самые массовые места захоронений японских военнопленных были в Яе, Анжерке, Кемерово, Ленинск¬Кузнецке и Киселевске. На трех кладбищах японцы уже выкопали останки, кремировали, а прах увезли на историческую родину.

Гибли от морозов

…Один из скелетов, выкопанный на огороде Медведевых примерно на глубине в полметра, японцы аккуратно сложили в мешок, отнесли и закопали возле своего памятника. В этот раз они не намерены были забирать останки. В их планах приехать в Кузбасс на следующий год поздней осенью, чтобы откопать сразу все могилы на найденных в этом году кладбищах. Останки здесь же кремировать, а прах забрать в Японию, чтобы отдать родственникам или похоронить в их могилы. По списку, сохранившемуся в архиве, на Яйском огороде (и возможно, что и на прилегающих к нему земельных участках) покоятся останки военнопленных, которые умерли в 1945¬1947 годах. Хоронили их в основном зимой, гибли они чаще от морозов, земля была мерзлой, поэтому могилы глубоко не копали. Погибшие в основном солдаты, но лежат там несколько унтер­офицеров и подпоручиков. Всем этим воинам в те годы было от 20 до 30 лет. Поисковики уже завершили свою работу в Кузбассе и вернулись на родину. До следующего визита им вместе с местной властью, с московскими коллегами еще предстоит самая сложная миссия: убедить хозяев огородов, чтобы те все­таки разрешили провести на их участках массовые раскопки. Для этого японской стороне, вероятней всего, придется раскошелиться и выплатить им компенсации, а местным чиновникам дать твердые гарантии, что они потом помогут восстановить порушенный плодородный слой земли. Местные жители, наблюдая за работой японских поисковиков, постоянно удивлялись их отношению к памяти предков:

— Вот чему надо бы нашим поучиться. Сколько у нас на кладбищах могил забытых и неухоженных стоят! А япошки полмира проехали, чтобы почти через семьдесят лет свои кладбища здесь найти и все останки воинов на родину с почестями вернуть…

Валерий ЯЗОВСКИЙ, п. Яя, Кемеровская область