Завалинка
Номер от 6 мая 2011 г.

А лагун-то пустой!
Беркутовы готовились к юбилею – Марии Илларионовне исполняется 60 лет, ее супругу Кузьме Ильичу – 70. Мария Илларионовна попросила зятя Петра купить 15 килограммов сахара, чтобы поставить бражку. Отменная получалась бражка у Илларионовны, гости с удовольствием выпивали ее, отодвигая рюмки с базарным пойлом. Зная об этом, она сказала, что ни вина, ни водки брать не будем, пьют брагу, ну и пусть пьют на здоровье, и нам экономия.

У них был 3-ведёрный лагун, говорили, что дубовый, привезённый ещё с Алтая. Илларионовна накипятила воду, развела сахар, приготовила сусло и всё вылила в лагун, положив туда и дрожжей. Пётр поставил лагун на русскую печь, и к вечеру он уже зарокотал. Дед Кузьма следил, чтобы не выбило пробку. Пётр крепко забил пробку, газ стремился выдавить пробку, но лагун, хотя и трясся, выдерживал такое колоссальное давление. Через сутки лагун с печи сняли, Илларионовна обмазала тестом всю пробку, и Пётр спустил его в подполье, прямо против лаза, чтобы Илларионовна могла контролировать целостность пробки, уж очень Кузьма Ильич был ненадёжен, всегда покушался на этот запретный плод.

Кузьма Ильич обычно к вечеру уже требовал снимать пробу, но здесь приговор Илларионовны: открыть лагун только в день юбилея. Приходилось помалкивать. Пару дней он лежал на своей лежанке около русской печи, покряхтывал. Обычно в деревенских домах русские печи стояли сразу влево от входа, у них вправо и полатей не было, слишком низкий потолок. Крышка в подполье была в кути, и Мария Илларионовна, прежде чем затопить печь, приоткрывала крышку и смотрела на пробку. Дня через 2-3 вдруг запахло бражкой и дед Кузьма стал весёленьким. Первым делом кинулись смотреть лагун. Стоит целёхонький, на тесте ни трещинки.

Илларионовна устроила шмон, как сказал дед Кузьма, но ни бутылки, ни какой другой ёмкости обнаружено не было. И караулили его, и чуть ли не обыскивали приходящих соседей, думая, что из них кто-то приносит, – бесполезно. Дед Кузьма даже песни мурлыкать стал: «Сосновые клёпки, дубовое донце, не чурайся, моё сердце». Эту песню он пел Илларионовне на заре туманной юности. Она уже и в магазин ходила, спрашивала, не брали ли деду спиртного под запись. Продавцы клялись, что дед, слава Богу, уже месяц у них не был. Осталось до юбилея два дня, Илларионовна стала увещевать Кузьму Ильича:

- Перестань, ради Бога, выпивать, хотя бы гостям покажись трезвым.

- Всё, мать, сегодня с утра завязал, выпил последний маленький глоточек.

И правда, два дня дед был совершенно трезвый, суетился, помогал вовсю домашним готовиться к юбилею.

В день юбилея Илларионовна сказала Петру:

- Скоро гости начнут подходить, слазь в подпол да налей ведро бражки, чтобы при гостях не лазить.

Пётр спустился в подпол, разбил засохшее тесто на пробке-затычке. Он взял с собой небольшой табурет, чтобы поставить на него лагун для удобного выливания браги в ведро. Лагун был тяжеловат, когда ставил его сюда. Он поднатужился, чтобы поднять лагун на табурет, и чуть не упал, если бы лагун не задержал, ударившись в пол.

- Мать, лагун то пустой! – крикнул зять.

Обследовав лагун, обнаружили в дне его воткнутый шланг. Оказывается, дед Кузьма, когда никого не было дома, залез в подпол и просверлил дно в лагуне, вставил шланг, протянув его под русской печью к лежанке. Приделал снизу лежанки крючок и подцеплял шланг к нему. Пососёт, завяжет шланг и на крючок. За 3,5 недели он полностью осушил этот лагун.

Леонид Ситников, пос. Каргасок, Томская область

Десять тысяч особых денег

У меня до сих пор хранится денежная бумажонка в десять тысяч.

Помните, были такие фантики, которые выпускала команда первого президента?

А храню её вот почему. Ехал я в прошлом году по столице нашей области, и бац - гаишник со своей палочкой волшебной стоит. Радостный и весёлый и машет этой палочкой. Останавливаюсь я, тоже очень весёлый, а он вдруг человеческим голосом молвит прямо волшебные слова: «Вы не до «Острова» едете? Довезёте?»

Что ему ответишь?

Довёз. А он вышел и протягивает мне эти самые десять тысяч, за проезд. Я человек бывалый, многое в этой жизни видел и пережил, а тут опешил от нестандартности ситуации. Сказали друг другу спасибо и расстались.

Интересно, он до сих пор платит такими деньгами за проезд?

Сергей Сальников, Калининградская область