Завалинка
Номер от 18 марта 2011 г.

На медведя
Когда я рассказывал эту историю охотникам, знающим повадки медведя, они говорили: «Да, рассказ этот правдоподобен… Такое может случиться…» Поэтому тем более интересно открыть тайну медведя и человека.

Оказывается, не только человек, но и зверь по-своему охотится, то есть у каждого свои приемы, свой опыт.

Непростое это дело – убить медведя. Вот, например, сколько я охотился на зверя, а такой охоты, как на медведя, не видел никогда.

Жил я тогда в Сибири. Как-то в полдень ходил я по лесу, обживал, так сказать, сибирские места. Любовался природой, ягоды собирал и вдруг вижу: метрах в пятидесяти от меня лошадь пасется а к ней медведь крадется, причем, так тихо, как кошка. До прыжка осталось несколько метров… Лошадь почувствовала наконец зверя, навострила уши, фыркнула и бросилась бежать. Но было уже поздно. Медведю удалось догнать ее и сбить с ног. Жалко мне стало лошадку. Но без ружьишка ей помочь нельзя было.

Лошадь перестала дышать и хрипеть. Что же будет дальше? Когда медведь станет есть свежее мясо? Но он и не думал этого делать. Затащив лошадь в яму, он стал закапывать ее. Лапами работал, между прочим, как лопатой. Вот вам и косолапый! Закопал, а потом забросал все листвой, мхом и сучьями, словно маскировал.

Дальше оставаться здесь было делом небезопасным. Медведь – довольно странное существо. И не всегда будет тебе другом. Сибиряки меня предупреждали, что к этому зверю лучше близко не подходить. Но если встретится, надо смотреть ему в глаза. А вот бежать от него не надо. Лучше уходить спиной к нему медленно, не торопясь.

Медведь – зверь осторожный. Он сам избегает встречи с людьми, хотя, к сожалению, каждый год можно услышать о том, что где-то все-таки он задрал человека. Особенно от него страдают лесники, не говоря уже о домашних животных.

В общем, пока этот топтыгин меня не заметил, я поспешил в деревню. Там и рассказал об этом случае. Оказывается, медведи любят, как ни странно, мясо «с душком», или, как еще говорят, «с запашком». Охотники заметили, что свою добычу он выкапывает через семь дней, притом ровно в тот час, когда закопал. Мясо разложившегося животного для него деликатес.

Что делать? Договорились мы с одним охотником пойти через неделю на то место, где косолапый напал на лошадь, дождаться его и убить. Это было делом чести, так как медведи вели себя здесь нагло, по-хозяйски. Нередко заходили они в деревню, нападали на домашних животных.

Ровно через неделю, за три часа до прихода медведя, выбрали мы себе позицию для стрельбы. Залезли на разные деревья, устроились поудобнее, проверили еще раз ружья и стали ждать. Не разговариваем, подаем только условные знаки. И вот, наконец, послышался шорох: косолапый близко.

И правда, скоро из-за кустов показался тот самый богатырь и прямиком кинулся к своей жертве. И как только он стал лапами разгребать «могилу», мой сосед-охотник первым выстрелил в медведя. Тот вздрогнул, птицы вспорхнули с деревьев и полетели. Слегка раненный зверь вначале приподнялся на передние лапы, потом опустился на землю, прижал уши (шерсть на загривке встала дыбом) и угрожающе взревел. Приподняв морду, он посмотрел на дерево, с которого в него выстрелили, и побежал прямо к нему. Тут уж ничего хорошего не жди! Он ведь может снять с дерева человека и разорвать его. Такие случаи были… А этого не только ранили, но еще и лишили мяса, которого он ждал неделю.

Как говорится, мы и охнуть не успели, как медведь оказался у дерева. Вот, мол, я уже тут, теперь очередь моя. На наше счастье, меня он не заметил. Я вскинул ружье, прицелился, нажал на курок… Выстрел! Но не тут-то было. И этот выстрел оказался для топтыгина не смертельным. Медведь совсем озверел, крутанулся и стремительно побежал к моему дереву. Как кошка, полез он наверх. Я обмер… Ничего не вижу, кроме его озлобленных глаз. У меня засосало под ложечкой от страха. С трудом проглотив слюну, я перезарядил ружье, прицелился и выстрелил. Но где хлопок? Туды-растуды! Осечка! Тут уж и вовсе не до веселой охоты… делать нечего – надо либо прыгать с дерева, либо бить медведя прикладом. Только я об этом подумал, слышу – выстрел. Сосед все-таки не растерялся и выстрелил, пустив на этот раз смертельную пулю. Это спасло меня. А ведь каких-то два метра, и все!

Медведь рухнул на землю. Когда он упал, раздался еще один хлопок. Оказывается, мой сосед сделал контрольный выстрел. Только потом я осознал, что эта охота для меня могла бы последней. Ужас охватил меня…

На всю жизнь запомнил я эту охоту.

Геннадий Баганин, г. Великий Новгород