Завалинка
Номер от 3 декабря 2010 г.

«Большой Брат» смотрит на тебя
Первая половина дня. Телефонный звонок. Номер скрыт. - Добрый день, вас беспокоят из уголовного розыска (представляется)! Возможно, вы слышали об убийстве одного довольно известного человека 20 мая в районе улицы Тверской?

Молчу. Почему-то вспоминаю, какой сегодня день. Вторник. Странно. Обычно самые идиотские события со мной происходят по средам. Непонятно.

- Нет, в первый раз слышу.

- Ясно, тогда давайте познакомимся, как вас зовут?

- Стас

- Фамилия, имя, отчество, пожалуйста!

Отвечаю:

- Хм, это же всего лишь телефонный разговор, называйте меня просто Стас...не люблю я эту официальщину

- Ну все же, может, представитесь.

Куча вопросов в голове. Звонят на мобильный, но имени не знают, уголовный розыск, убийство...

Отвечаю вопросом на вопрос:

- А чего вы мне вообще звоните?

- По нашим данным, в момент убийства вы находились недалеко от места преступления, если смотрите телевизор, то, думаю, в курсе того, что выследить человека по мобильному проще простого. Так вот, у нас есть база номеров телефона всех тех, кто был в радиусе 300 метров от места преступления. Я хотел бы с вами встретиться и пообщаться не по телефону.

Пытаюсь приблизительно прикинуть, развод это или нет. Голос и манера общения не похожа на того знаменитого пи-болоа с «Гала радио», да и разговор вполне мусорской.

- В какое время, говорите, произошло убийство?

- Около половины восьмого.

Ну да, обычно в такое время я в центре, элементарно мог проходить по Тверской. Решаю проверить его, задаю «под дурака» пару вопросов по Конституции о правах и тайне телефонных разговоров. Отвечает уверенно, называет номера статей. Понимаю, что не развод. Начинаю срезаться. Кому охота с мусорами связываться? Он, будто читая мои мысли говорит:

- Вы, конечно, можете отказаться от встречи, в таком случае я передам ваш номерок в соседний отдел, мы элементарно вычислим, где вы живете, и осуществим административный привод. Как это выглядит? Ребята в камуфляже постучаться к вам в двери рано утром и покалечат вам (долгая театральная пауза) весь рабочий день. Не советую вам выбирать этот путь развития событий.

Смеюсь в трубку:

- Вы что, угрожаете мне?

- Нет, я не угрожаю, просто так и будет, поверьте мне! Убит очень влиятельный человек. Я предлагаю встретиться и немного побеседовать.

Упрямлюсь и спорю еще несколько минут, потом включаю голову и соглашаюсь. Назначаем время, место.

Встречаемся через пару часов. Товарищ следователь оказался заместителем начальника управления уголовного розыска. Подъехал, если я все правильно увидел, на черной «ауди», сверкнул корочкой. Посмотрел я на должность и, мягко говоря, обалдел.

Пообщались минут 10 по теме, я рассказал о своем времяпровождении, ответил на все вопросы, составили протокол показаний свидетеля, посмеялись с выдавленных друг из друга шуток. Когда официальная часть была закончена, решил перевести разговор в интересное мне русло.

- Мне вот интересно, действительно ли можно вот так вот просто отслеживать мобилки?

И вот что мне рассказал товарищ следак:

Отследить можно любого пользователя телефона, любого. Если кто не в курсе, мобильная связь транслируется на наши телефоны со специальных сот, расположенных, как правило, на крышах домов. Сот этих несметное количество, и наши телефоны при перемещении по городу переключаются с одной соты на другую. Таким вот макаром можно совершенно без напряга установить список телефонных номеров, которые в такое то время находились в таком-то месте (показал мне распечатку телефонов)! Это можно сделать по стандартному запросу любому следаку! Дальше - больше. Если твой номер спалился в глазах доблестных стражей порядка, то в считанные секунды сканируются данные твоего телефона. С этого момента смена номера становится бессмысленной, пока телефон с тобой, тебя можно элементарно обнаружить в кратчайшие сроки. И даже если ты смекнешь выключить телефон, это тебе совершенно не поможет. Оказывается, даже в выключенном состоянии мобилки продолжают излучать сигналы связи из-за взаимодействия телефона и аккумулятора! Затем товарищ следователь сказал, что ему пора бы знать честь, и лукаво так подметил, что то, что он мне рассказал, ничто по сравнению с тем, какими полномочиями обладают вышестоящие инстанции. Пожали руки.

Говорю «до встречи».

Он отвечает, что, скорее всего, не увидимся, и улыбается так застенчиво.

Друзья мои, я не хочу комментировать все вышеизложенное. Думаю, каждый из вас знал, что это реально, но, возможно, думал, что до нас пока еще такие технологии не дошли. Оказалось, все совсем наоборот.

В будущее смотрю с оптимизмом, правоохранительные органы люблю, ценю и уважаю.

В неположенных местах отливать никому не советую.

Николай М., г. Москва