Завалинка
Номер от 8 февраля 2007 г.

Хвощет веник бока у сибиряка
К баням в сибирских деревнях отношение более чем трепетное. «Это святое», - скажет здесь каждый. И не слукавит. Еженедельному священнодействию с немилосердным, однако, хвостанием себя веником и почти что ритуальным омовением на законных основаниях отведен субботний вечер.

Чтя традиции, не ропщет и молодежь, проводя свои вселюбимейшие дискотеки по пятницам и воскресеньям. За баню сибиряки, как и все россияне, прощают державе все изгальства, забывая на счастливый миг свои печали, оставляя в душе лишь радость сущего в послебанной неге.

Дымки над заветными строеньицами в одно маленькое оконце начинают виться с обеда. Это чтоб протопилась банька как следует, настоялась до малинового жара, чтоб поистине легким был пар. Чтоб вволюшку затем нахлестаться веником, к коим здесь тоже подходят с требовательной заботой и нежностью. Позже дня Ивана Купалы редко кто идет в лес вязать обещающие духмяность березовые «снопы», сотворяют же их по всем законам банного жанра: чтоб рука держала и чтоб опашистый был. Для женок дорогих и на любителя добавляют к русскому чуду по веточке душицы или смородины, чтоб распаренное тело впитало еще и травяной дух, чтоб порадовались все клеточки истомленного парной негой организма аромату луга и поляны. И чтоб уж окончательно воспарила душа от этого по-российски райского наслаждения. Вот-вот, именно душу свою отводят сибиряки в деревенских баньках, где есть возможность и в речку сигануть гольмя, и отдышаться в предбаннике в полном изнеможении от отчаянного хвощения. Имеющий баню сибиряк счастлив вдвойне. У него гарантия субботнего кайфа и дружеского общения, так как на баню стекаются друзья и соседи и происходит неспешная послебанная беседа за чаем, а то и пивком. Расслабление вседушевное и всетелесное способствует этому более чем.

Г. Шалонина, г. Красноярск