Завалинка
Номер от 1 февраля 2007 г.

Исповедь русского алкоголика

Решение изменить жизнь

Самое трудное - проявить решимость к трезвому образу жизни. Мысль об этом я отгонял со страхом, т.к. алкоголь пропитал всю мою сущность, тело и душу. Весь мой быт был связан с винопитием. Встречи, провожания, праздники, сдача, приемка, юбилеи и просто плохое настроение - везде обильные «вливания».

Для того чтобы изменить свою жизнь и проявить решимость встать на путь трезвости, алкоголику надо ясно осознать, что перед ним неумолимо встал выбор:

- он продолжает пить и опускаться все ниже и ниже. На этом пути его ожидает потеря семьи, остатков здоровья, хорошей работы и деградация. В конечном счете человек оказывается на самом дне общества, умирает как личность, становясь хуже скота, далее смерть физическая;

- второй путь - абсолютная трезвость, восстановление пошатнувшегося здоровья и работоспособности. На этом пути бывший пьяница приобретает новые силы и способности преодолевать жизненные затруднения, решает накопившиеся проблемы в семье и на работе.

Из своего многолетнего опыта борьбы с зеленым змием и из опыта таких же больных алкоголизмом, как и я, ответственно заявляю, что третьего пути нет.

Подавляющая часть больных не хочет признавать, что они больные, и говорят, что могут бросить пить в любой момент, если захотят. Но это только отговорка. На самом деле они отгоняют пугающую их мысль об абсолютной трезвости, а насчет того, чтобы бросить пить - более двух месяцев не выдерживают без очередного возлияния.

Другая группа больных соглашается, что они больны алкоголизмом, даже делают попытки лечиться, но это не лечение, а его имитация, не дающая положительных результатов. Их беда в том, что они не хотят расставаться с алкоголем, считая его незаменимым средством. Они говорят: мы хотим лечиться, пусть нам помогут. Посещают лечебные заведения, обращаются к врачам, экстрасенсам, всевозможным «целителям». Родственники помогают им материально и морально в их стремлении вылечиться, но беда заключается в том, что мысли об алкоголе не отступают от них. Их лечение прерывается очередными срывами в запой, и опять все начинается сначала: домашние ссоры, больница, небольшой срок прерывания алкоголизации и опять срыв в запой. И так без конца. Подобное лечение приводит в отчаяние и самих больных, и их родственников.

Между тем именно родственники больного могут помочь ему принять, наконец, это трудное решение - изменить жизнь. Надо твердо, без всякого потворства, поставить его перед выбором:

- Либо ты с водкой, но без нас... Либо с нами, но без водки.

Пусть задумается. Или он продолжает создавать «жизнь адову» себе и семье, тратя с трудом заработанные деньги на пойло, лишая родных покоя, а детей - трезво мыслящего отца и хоть какого-то достатка в доме. Или...

Надо лишь суметь сказать об этом выборе. Так, чтобы поверил: семья поддержит. И так, чтобы не пустился с горя, приняв сказанное как приговор, во все тяжкие, в никуда, на погибель...

Оставшиеся на этом пути продолжают свое движение к погибели с разными скоростями.

Самую медленную скорость выбрал я. Подшившись, я полагал, что получаю гарантию трезвости и в ближайшие пять лет пить не буду, но о тех трудностях, которые ожидали меня, я и не подозревал. В следующей главе постараюсь рассказать о них, чтобы читающий этот рассказ и желающий встать на путь трезвости смог заранее подготовиться к ним. Дай Бог, чтобы мой скромный опыт в преодолении этих трудностей помог хоть кому-то из начинающих трезвенников на их нелегком пути.

Ухабы трезвости

(...и мертвым было благовествуемо... (Петр.4,6)

Готовь сани летом. Так и к трезвому образу жизни надо готовиться заранее. От незнания трудностей, которые тебя ожидают, новоиспеченный трезвенник набивает все новые и новые шишки. Знал бы, где упаду, соломки бы постелил. Вот об этой соломке я попытаюсь рассказать.

Первый ухаб трезвости - это здоровье. Как говорил М. Жванецкий, «конфликтует тело с организмом». Центральная нервная система начинает работать в режиме перегрузки, начинаются сбои всех систем организма. Неготовность жить без допинга вызывает перепады давления, резкие изменения в сердечной деятельности, раздражительность, уныние. Болезни, признаки которых наблюдались во времена перерывов между запоями, принимают хронический характер. И в это время необходима помощь опытных врачей, которые помогут пройти период адаптации с наименьшими потерями для здоровья. Если бы тогда знал, что Православная Церковь всегда готова помочь справиться с этими, да и с любыми другими трудностями такого бедолаги, как я! Но это был 1981 год. Церковь в моем сознании еще не занимала того места, что ныне.

Второй ухаб трезвости - это ближние твои. Только у тех, кто боролся за тебя, ты получишь сочувствие и какое-то понимание проблем, которые навалились. Остальные встретят тебя с недоверием, подозрением и осторожностью. Едва вышел на работу - мой начальник устроил мне взбучку. Большой босс (начальник начальников) сказал: «Все пьяницы опять начинают пить. я знаю, как с тобой поступить, но не уволю». Настроение было мерзопакостное. Друзья-собутыльники встретили меня, как гроб с телом. Соболезнование и печаль на лицах, не хватает траурных повязок. Радость - только на лице жены, которая увидела свет в конце туннеля. Когда слышишь намеки друзей-собутыльников о своей неполноценности, приходишь в уныние. Развязывать узлы домашние, рабочие и другие, которые накопились за время пьянства, и вновь приобретенные в связи со своим новым состоянием, - бремя нелегкое, иногда кажется, невозможное, душа начинает просить залить ее, чтоб в ушах забулькало. Одно удерживает - подшивка.

Третий ухаб трезвости - это место, освободившееся после отказа от алкоголя. Для удовлетворения своих страстей человек прибегает к другому наркотику (транквилизаторы, опий, снотворное лекарство, средства обезболивания и наркоза, кофеин, кокаин, эфедрин, гашиш, марихуана и многое другое), применение которого не так заметно для окружающих, но зато очень быстро засасывает человека в новую и такую зависимость, что на жизни своей может он ставить жирную точку. За короткий промежуток времени такой человек становится инвалидом и умирает.

Четвертый ухаб трезвости - это реализация своих страстных желаний. Здесь вариантов много. «Трудобесие» - когда человек весь уходит в работу, в приусадебный участок, в дачу, но трудовой процесс со временем приобретает уродливую форму и ближним становится не в радость, обретая черты непомерного стяжательства, подозрений, обвинений окружающих во всех смертных грехах, в «патологию гордости» (сильное преувеличение своих достоинств и недостатков других), еще более трудно излечимую, чем алкоголизм. Другой вариант - блуд, который приносит несчастье всем окружающим. А душа бывшего пьяницы опускается в еще более страшную яму, чем алкоголизм. Что постигло и меня. Через десять лет трезвой жизни жена сказала: «Лучше бы ты пил как раньше, чем блудил как сейчас». Каков бы ни был выплеск страсти - в азартных играх, непомерной любви к футболу, в оглушающей рок-музыке или еще в каком-нибудь пороке, но будет печаль горше первой. И на мне сбылись слова Господа Иисуса Христа.

«И бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12,45).

Пятый ухаб трезвости - мысль о том, что ты излечился. Десятилетие трезвости привело меня к мысли, что я могу выпить, а после первого бокала вина - этих десяти лет как не бывало! Новая пьянка, но уже до полного одурения, от которой и врачи слабо помогают. Пьянка без начала и конца, когда одно похмелье сменяет другое. Начинаешь понимать, что попался в сети и не выкарабкаться, что никакого исцеления я не получил и теперь пью не только сегодняшнюю водку, но и ту, о которой мечтал все это десятилетие. Приходишь к мысли, что погибаешь, и опять... тупик. Вечный русский вопрос - что делать? Мне тридцать семь лет.

Школа оккультизма

(Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. (Левит 19, 31)

Поиск выхода из тупика, мысль начать жизнь сначала все время вертится в голове. Но другая мысль - груз греха, накопившегося за много лет, не дает этого сделать. Ищешь развязки быстрой и эффективной. Вокруг меня, преуспевающего бизнесмена, появляются неординарные личности - экстрасенсы, астрологи, оккультисты, целители, теософы и прочие, которые, как мне казалось, обладают сверхъестественными способностями и дарами. И вот при духовном голоде и религиозной безграмотности заглатываю эту наживку, даже не догадываясь, куда меня понесло и в каком месте выплыву. Начинается новая жизнь, школа оккультизма и теософии. Самовольное проникновение в невидимый мир. Не нашлось рядом человека, который бы предостерег, предупредил. Знание и опыт, которые они мне давали, казались ошеломляющими. Мне, в духовной жизни тогда неопытному и безграмотному, это казалось какой-то сверхнаукой. Хотя в то же время, как человеку житейски опытному, мне было видно, что они многое скрывали и частенько смолкали, когда разговор заходил о чем-то, вероятно, для меня запретном. Через некоторое время меня так затрясло, что я в панике побежал к приятелю, который мне был известен как православно верующий. С ним я поделился своими бедами. Он потащил меня в церковь, где я исповедался и причастился Святых Христовых Тайн. Что тут началось!

Мой учитель по устройству и истории вселенной видимой и невидимой, кандидат физико-биологических наук прибежала и закричала, чтобы я и другие православные не молились, потому что наши молитвы, которые она видела в виде сгустков энергии, достигают небосвода и невидимые для нас (но видимые для нее) создания, по внешнему виду похожие на человека (я сразу подумал об ангелах), хватают эти сгустки энергии и куда-то уносят. И ей сказали (но кто - об этом она умолчала), что если мы, православные, не перестанем молиться, то солнце сойдет со своей орбиты. Другой учитель, кандидат математических наук, напротив, вдруг ринулся в Православие как обычный прихожанин, хотя до этого представлялся посланником Бога и одним движением глаз, как сам объяснял, загонял (прости меня, Господи!) в стакан самого Господа Иисуса Христа, освобождал, как он говорил, от грехов и занимался диагностикой интеллекта. Наш главный астролог очень заинтересовался моей судьбой. Развязка наступила у меня дома. Когда собрались у нас все эти люди, пришел мой православный приятель. Он зажег свечу, закадил ладаном, достал из сумки черную книжечку и начал молиться. Мой физико-биолог комментировала происходящее: «От икон полил свет, около икон появились невидимые для вас образы святых, которых призывает в своей молитве ваш приятель, от него стал излучаться свет...» Она нервно заерзала в кресле и принялась вдруг истерически смеяться. Тогда мой приятель сказал ей: «Да ты бесноватая». Истерический смех не прерывался. Приятель спросил меня: «Ты со мной или с ними?» Я ответил, что с ним. Сам я ощутил, как мой нательный крест сильно потяжелел во время молитвы, а воздух в комнате как будто разрядился и появился шум в ушах. После этого моя экстрасенсорная «семинария» завершилась. Я почувствовал то, что искал всю свою жизнь - Свет, который потерял в юности своей. Позже я понял, что нечистая сила (энергия), которой пытаются пользоваться экстрасенсы, белые маги и другая нечисть, - не от Бога, что их способность видеть и слышать нам невидимое - из той же колоды психозов, что был у меня в двадцать семь лет, и что они эту способность приобрели в результате серьезных нервных потрясений (смерть единственного сына и уход мужа, непризнание научных достижений и провал карьеры как ученого). А один, как оказалось, был потомственный колдун и получил все свои способности во время смерти бабки, когда из умершего тела бес со всеми этими способностями переселился в тело будущего колдуна. В Православии это называется одержимостью бесами. Мое активное обращение в Православие дало по всем этим «сверхлюдям», видимо, очень больно. Например, физико-биолог пришла ко мне в фирму и, с испугом глядя на меня из-под стола, дрожащим голосом просила уволить ее с работы. Итак, жизнь продолжается.

Раб Божий Владимир

(продолжение в следующем номере)