Завалинка
Номер от 26 января 2007 г.

Бродит леший по опушке, кружит голову девчушке
Ижморская семиклассница Лена Егорова в поисках следов лешего за три года обходила почти весь свой район. Самой ей пока так и не удалось повстречаться с хозяином окрестных лесов. Но его следов она нашла уже немало…

Встречи с Лесовиком

Пытливая девчонка (на снимке – прим. автора) вначале перечитала кучу книг о лешем, и не только художественных, но и работы ведущих ученых, которые занимаются изучением народной культуры. А потом уже отправилась в экспедиции за этнографическим материалом к сельским старожилам.

Лена выяснила, что леший, оказывается, очень хорошо знаком ее землякам. С ним случались многочисленные встречи жителей сел Постниково, Троицк, Воскресенка, Красный Яр, Берикуль. К примеру, в Воскресенке местная жительница Надежда Запьянцева рассказала, что пошел у них мужичок в околок ягоду собирать, а на него прямо из кустов выскочил какой-то рыжий и рогатый. Мужик сильно перепугался, бросил все и бежать. Тот ягодный околок все теперь стороной обходят. Вспоминает Надежда Григорьевна и такой случай: «Пасла сестра стадо с отцом. В Песчанке было болото. Отстала от отца. Раньше кричали «Тятя», а сестра кричит: «Тяте-у-у!» В этом болоте в ответ раздается голос: «Иди, доченька, я здесь». Корова застряла в этом болоте. А когда услышала голос, то сразу вылезла и бежать подальше. И сестра за коровой. Прибегает к отцу: «Тять, ты мне, что ли сейчас из болота отвечал?» А отец удивился, говорит, что нет. А когда узнал в чем дело, то сказал, что в том болоте многим этот голос слышится.

Августина Алексеева из поселка Ижморский до сих пор помнит, как ее в лесу леший водил по кругу. В знакомом месте заплутала и почти весь день ходила по кругу. В какую только сторону ни пойдет, все -равно на одно и тоже место выйдет. И только когда произнесла заветные слова: «Дедушка лесной, братец родной! Помоги выйти из леса!» сразу же нашла тропинку к дому. Подобных примеров проделок ижморского лешего юная исследовательница Лена Егорова собрала много. И убедилась, что мифы о лешем недаром существуют на земле тысячелетия. И в XXI веке о нем не нужно бы забывать. Ведь лешие хоть и страшноватыми бывают, служат как бы орудием наказания за разные греховные делишки людей. Поэтому они так грубо шутят над нами и проказничают. Лена убедилась, что обычные приемы проказ ижморского лешего заключаются в том, что он заводит человека, собирающего грибы или ягоды, в такие лесные дебри, из которых он не может долго выбраться, бесполезно кружа по лесу и всегда возвращаясь к одному и тому же месту. Леший особенно любит пугать тех, кто без его спроса ночует в лесу. Такому человеку он никогда не даст спокойно переночевать в его владениях. И еще – никогда не следует в лесу посылать кого-то «к лешему», ведь не ровен час, леший окажется рядом и может навсегда увести за собой.

Всегда впрок для лешего чеснок

Анализируя непростую жизнь местного лешего, Лена Егорова утверждает, что встретить его в лесу можно в любое время года, только кроме зимы. У лешего 17 октября особый заповедный день. И все способы борьбы с ним тогда бессильны. В этот день лешему указано пропадать или замирать. А перед этим он бродит по лесу, с треском ломает деревья, кричит, хохочет, хлопает в ладоши, гоняет лесных зверей. И опять леший является только весной, когда оттает, и снова начинает свои проказы.

Семиклассница Лена не боится встретиться лицом к лицу с предметом своего исследования. Потому что знает, как от него можно быстро избавиться:

- Нужно быстро вывернуть наизнанку одежду, переменить обувь – левый сапожок на правую ногу, правый – на левую. Хорошо еще сгрызть зубок чеснока, а если его с собой нет, то хотя бы произнести слово «чеснок». Ведь жгучая пряность и форма головки чеснока считались близкими к огню, которого леший не любит и остерегается.

Заинтересовал Лену Егорову и тот факт, что все свидетельства земляков, связанные с проделками лешего уже давние. А вот самых свежих доказательств его существования в ижморских лесах она пока так и не может отыскать. Неужели в XXI веке леший сгинул навсегда? Или он не вытерпел вероломной напасти людей на его лесные чащи и до времени притаился? И теперь вот мстит за это ижморцам, напуская на них невиданные полчища энцефалитных клещей, мошек, комаров, медведей, уводя безвозвратно в свои лесные владения покорителей его лесных сокровищ…

- А почему бы и нет? – говорит Лена Егорова, - Ведь именно в последние годы и началась массовая вырубка ижморских лесов, где уж теперь лешему устоять перед такой варварской силой человеческой. Кругом одни пеньки остаются. Вот он, наверное, до поры до времени и затаился в лесных чащах, напуская на нас разные беды.

Леший жил! Леший жив? Леший будет жить?

Все свои изыскания о ижморском лешем Лена обобщила в реферате «Лес и леший». Ее сенсационные сведения были с большим интересом встречены и одобрены кузбасскими учеными, а сам реферат с успехом принят на областной конференции «Живи, Кузнецкая земля!» Возможно, что в ближайшее время именно ее работа будет представлять наш регион на всероссийской конференции.

Но по большому счету Лене не так важно, станет ли она в очередной раз победителем или лауреатом какой-то конференции. Она твердо намерена продолжать работу по изучению особенностей таинственной жизни полюбившегося ей лешего в родной Ижморке, изучать природу и народные приметы, с ней связанные. И еще семиклассница пытается на примере собственных авторских исследований доказать местной власти, что и им тоже не помешало бы призадуматься о том, что может быть пора прекратить такими жестокими методами покорять родную природу и нужно начать жить с ней в ладу. Вот тогда-то, может быть, и леший снова в ижморских лесах объявится. Глядишь, и наставит добрых людей на путь истинный. Не зря ведь старожилы Ижморского района вспоминают время, когда человек, входя в лес, всегда уважительно относился к неписанным лесным законам. Никого без нужды не губил, не ломал ветвей зеленых. Ведь раньше можно было рубить лишь сухие, мертвые деревья, а сырое, здоровое нельзя было губить. И всегда леший радовался и радовал своими богатствами тех, кто вслух поблагодарит его за собранные ягоды, грибы, оставит лакомство, которое в лесу не растет – пирожок, пряник, подсоленный блин. Теперь же в царстве ижморского лешего – вместо вековых деревьев – пеньки трухлявые, да бензопилы круглый год в лесу визжат.

Где ж чудеса, где ж теперь - то Леший бродит? На эти вопросы любознательная школьница Лена Егорова и пытается найти ответы.

Валерий ЯЗОВСКИЙ, Кемеровская область, пос. Ижморский.

Кстати

Леший доброму человеку не вредит. В его образе олицетворяется жизнь леса, те явления, перед которыми человек теряется и не может объяснить. Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. Он хозяин леса и зверей, иногда он бывает одет в звериную шкуру и предстает со звериными атрибутами: рогами или копытами. Перегоняет стада зверей из одного леса в другой. Леший может изменять свой рост – становиться ниже травы или выше деревьев. Но одет он, как правило, в красный кушак, левая пола кафтана обычно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. В славянском мировоззрении «левое» всегда означало нехорошее, неправильное, в лучшем случае – странное, непривычное. Зато правая сторона в любой ситуации оказывается права, и это не игра слов. Ученые полагают – причина здесь коренится в определенном разделении обязанностей между полушариями нашего мозга – правым и левым. Наши предки эту особенность подметили так давно, когда еще и наука не родилась.