Вечерний Северодвинск
Номер от 17 ноября 2011 г.

Севдормаш. Мимо кассы по закону
Ни городская, ни областная власть не может помочь двумстам северодвинским заложникам обанкротившегося завода

 Фото Ильдара Хабибуллина
Фото Ильдара Хабибуллина

Ситуация с миллионными долгами Севдормаша перед своими работниками дошла до точки кипения. 10 ноября под угрозой акции протеста представители областной и городской власти пришли на встречу с людьми, которым задерживают зарплату три года. Пришли, чтобы расписаться в своем бессилии помочь в рамках существующего законодательства.

ЧТОБЫ ПОНЯТЬ чувства людей, собравшихся в минувший четверг в малом зале ЦКиОМ, необходимо вспомнить основные вехи истории банкротства Севдормаша. Хронология такова:

- ноябрь 2008 года. На заводе прекращены все работы, коллектив находится в вынужденном простое;

- март 2009 года. Областной арбитражный суд признает Севдормаш банкротом. Долги перед работниками на тот момент составляют 12,4 миллиона рублей, перед кредиторами – 194 миллиона;

- октябрь 2009 года. Решением областного арбитражного суда конкурсным управляющим ОАО «Севдормаш» назначен Юрий Рябовол. Работники предприятия получили уведомления об увольнении с 31 декабря 2009 года. Зарплата работникам не выплачивается;

- октябрь 2010 года. Проведены первые торги по продаже имущества завода. Торги признаны несостоявшимися ввиду отсутствия покупателя;

- ноябрь 2011 года. Долги перед работниками предприятия благодаря зарплате самого Юрия Рябовола (она составляет 30 000 рублей в месяц) и команды охранников выросли до 21,64 миллиона рублей. Ни одной выплаты за все три года не было.

А Рябовол не виноват?

Три года люди ждут свою зарплату и законные выплаты в связи с увольнением. В среднем каждому из более чем двухсот работников предприятие должно около 150 тысяч рублей.

Деньги эти будут выданы только после продажи имущества завода. Но с октября 2010 года электронные торги по продаже имущества завода проводились еще 4 раза, цена опускалась от 120 миллионов рублей до 50 миллионов. Покупателей не нашлось даже за такую цену.

По закону вырученную от продажи сумму в первую очередь должны направить на погашение долгов по зарплате, затем – на выплату долгов перед кредиторами. Главный из них – компания «Инвестлайн». Но получить свои деньги эта фирма отчего-то не торопится. Видимо, по этой причине никаких претензий к бездействию своего управляющего у нее нет.

Зато претензии есть у бывших работников Севдормаша. Они, в отличие от «Инвестлайна», ждать уже устали и никак не могут понять, чем же таким занят управляющий, что не появляется на предприятии два года. Непохоже, чтобы он искал покупателей имущества предприятия.

Представители предприятия обращались в арбитражный суд с жалобой на бездействие конкурсного управляющего. Администрация Северодвинска обращалась с аналогичной жалобой в комитет Межрегионального центра экспертов и профессиональных управляющих, откуда и был «призван на службу» Юрий Рябовол. Кредитор ОАО «Архангельская сбытовая компания» обращалась в арбитражный суд с заявлением об отстранении Рябовола от должности. С таким же заявлением в арбитражный суд обращался и еще один кредитор – инспекция федеральной налоговой службы по г. Северодвинску.

Итог – нулевой, никаких нарушений в деятельности управляющего не выявлено, все заявления отклонены.

Пытались бывшие работники найти правду, обратившись в прокуратуру. Прокуратура Северодвинска никаких нарушений закона не выявила. Тогда попытались обратиться к генеральному прокурору, президенту и правительству Российской Федерации. Классика жанра – Москва пересылает запрос на областной уровень, область – на город, ну а городская-то прокуратура по-прежнему не находит в действиях управляющего Рябовола состава преступления. Замкнутый цикл.

Требуем разобраться!

- Сегодня мы готовы идти на крайние меры – ехать в Архангельск и перекрывать мост, чтобы привлечь внимание к нашей проблеме областных властей и федеральных СМИ! - Нина Мокроусова, председатель профкома Севдормаша уже пережила инсульт в борьбе за свой коллектив, но щадить себя не собирается и сейчас. На четверговой встрече с Эрнестом Белокоровиным, министром промышленности, транспорта и связи Архангельской области, и Ольгой Давыденко, заместителем мэра Северодвинска, Нина Павловне микрофон был не нужен. Силы голоса хватало на весь зал с лихвой.

- Мы понимаем, что Севдормаш акционерное общество, и ни город, ни область не могут по закону вмешаться в его дела. Но мы хотим знать: где нам просить помощи? Почему работники – заложники этой ситуации?

Главные опасения коллектива связаны с несколькими факторами. Первый – вознаграждение лично Юрию Рябоволу и его команде, которое месяц за месяцем, год за годом потихоньку съедает стоимость всей конкурсной массы. То есть в итоге, даже после продажи предприятия, заплатить людям будет нечего.

Второй – непонятная систематичность срыва торгов. Почему не находится покупателей на довольно лакомый северодвинский заводик? 50 миллионов – не цена. Так почему же никто из покупателей не заявляется? Может быть, у продавцов есть какие-то свои, дополнительные условия, которые прописаны мелким шрифтом внизу основного договора?

Третий. Опять же по слухам, с территории завода регулярно вывозится имущество. То есть продажа предприятия все-таки идет, но идет в обход торгов и нелегально. В результате продавать скоро станет нечего, а значит, и на возврат законных денег работникам рассчитывать не придется.

Опровергнуть, подтвердить или хотя бы прокомментировать предположения заводчан на встрече было некому. Никто из представителей новой заводской администрации на нее не явился. Более того, даже найти Юрия Рябовола, чтобы вручить ему приглашение на встречу с коллективом, оказалось невозможно.

- Что это за власть такая, которая не может защитить своих рабочих? Что это за законы, которые позволяют так бесцеремонно нас обманывать? – возмущение работников зашкаливало, и негодование переносилось на личности. В частности – на личность Эрнеста Белокоровина, весьма некстати заявившего о своей должности секретаря отделения партии «Единая Россия». Реакция на эти слова министра была бурной и крайне неодобрительной: «Все понятно, он сам из «этих», тут правды не добьешься…» А между тем Эрнест Анатольевич говорил вещи вполне правдивые, хотя и неприятные.

«В рамках закона мы бессильны»

- Вы говорите, что имеет место нарушение закона? Прокуратура состава преступления не обнаружила. Вы требуете, чтобы областная администрация выплатила вам долги? Этого нельзя сделать по закону, Севдормаш - акционерное общество. Мы можем действовать только в рамках закона, и давайте из этого исходить, - отвечал министр на жалобы и заявления северодвинцев. - Наша общая задача – обеспечить выплату всех долгов предприятия своим работникам. А сделать это можно только в одном случае – после продажи конкурсной массы. Так что мы можем только искать покупателя.

Стоит отметить, что еще в январе 2010 года мэр Северодвинск Михаил Гмырин обращался к президенту Объединенной судостроительной корпорации Троценко с просьбой рассмотреть возможность приобретения и использования завода Севдормаш для выполнения задач ОСК. Однако ОСК такой завод не нужен.

Областная администрация в свою очередь подготовила письмо на имя Игоря Сечина, заместителя председателя правительства РФ, о возможности приобретения завода государственной корпорацией Ростехнологии. Вопрос в стадии рассмотрения.

- И по-другому – никак. Понимаете? Никак иначе нам не повлиять на ситуацию, - констатировал Эрнест Белокоровин, - власть не может вмешаться в дела акционерного общества.

- Однако в дела Севмаша сам Путин вмешался, а ведь Севмаш - тоже акционерное общество, – парировали в зале. Комментарий, конечно, верный, но весовые категории у Севмаша и Севдормаша при сходстве названий все же разные, как и доля государственного капитала.

Также ничем помочь министр не может в плане изменения федерального законодательства. Прозвучала на встрече и такая идея. Опять же разные весовые категории.

Ультиматум Севдормаша

Итогом встречи стало решение подготовить запрос на имя областного прокурора, инициировать проверку «конкурсной массы», а проще говоря, имущества завода на предмет его сохранности. А то мало ли, вдруг и вправду уже все станки тихой сапой вывезли и сдали по цене металлолома. Участие специалистов завода прописано как обязательное условие.

Однако предполагая возможный отказ руководства завода о проведении такой проверки, актив Севдормаша все же настроен провести в Архангельске акцию протеста. Теперь ждем ответа прокуратуры. Предварительная дата акции протеста - 24 ноября. Обо всех изменениях «Вечерка» сообщит незамедлительно.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН