Вечерний Северодвинск
Номер от 20 октября 2011 г.

Снег не САХар
До весны он не растает, и есть риск, что убирать его с северодвинских дорог будет некому

 Выйдут ли автомобили и трактора северодвинского Спецавтохозяй-ства на уборку улиц? Фото Владимира Ларионова
Выйдут ли автомобили и трактора северодвинского Спецавтохозяй-ства на уборку улиц? Фото Владимира Ларионова

10 октября на сайте городской администрации появился оптимистичный релиз о посещении мэром СМУП «Спецавтохозяйство». Градоначальник проверил, насколько предприятие готово к зимней снежной страде. А уже 11 октября в нашу редакцию позвонили его встревоженные работники с новостью: снег с дорог Северодвинска будет убирать никому не известная ростовская фирма.

Цитируем оптимистичный релиз: «Михаил Гмырин… потребовал оперативно реагировать на изменение погодных условий» и заявил, что «в следующем году необходимо увеличить объемы по ремонту внутриквартальных проездов. А по итогам 2011 года дать предложения по награждению лучших работников». И вот тебе раз, оказывается, работники, трактора и грейдеры САХ могу «отдыхать» в самый напряженный период своей работы.

Ростов с ограниченной ответственностью?

В мэрии информацию о появлении нового подрядчика по содержанию городских дорог подтвердили. Действительно, ООО «Ростовдорстрой» выиграло электронный аукцион на этот вид работ в период с 15 октября по 31 декабря 2011 года. Ростовчане предложили меньшую сумму оплаты своих услуг - 23 млн 511 тысяч 225,79 рубля против 23 млн 630 тысяч 572,11 рубля, заявленных северодвинским предприятием.

Все бы ничего, рынок открытый, предприятия занимаются коммерческой деятельностью, условия равные. Однако у работников, да и у нас сразу возник вопрос: как собирается выполнять свои обязательства ростовское общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное только в марте этого года, с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и не имеющее собственной техники.

Мэрия комментировала просто и предсказуемо – таков закон. А точнее - Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно ему договор на оказание услуг заключается с теми, кто предлагает меньшую сумму. Ни о каких гарантиях выполнения обязательств речи не ведется.

Сразу же пришла в голову популярная в России схема работы таких ООО, у которых всего имущества – стол, компьютер да телефон. Фирма выходит на торги, занижает цену и выигрывает аукцион. Но сама работать даже не планирует. Просто заключает договор субподряда с проигравшей стороной за еще меньшую сумму и полученную разницу кладет себе в карман. За посреднические услуги, получается. А проигравшая сторона согласится наверняка – нужно выживать и кормить своих работников.

Есть и еще одна версия происходящего – САХ пытаются развалить и обанкротить, чтобы потом без сопротивления завладеть предприятием и получить доступ к муниципальным заказам, а значит, и к деньгам. Такие «сообразительные» люди в нашем городе есть, и примеры «успешных» банкротств тоже.

За комментариями мы отправились к директору СМУП «Спецавтохозяйство» Александру Степанову.

Город заслуживает чистых дорог!

- Александр Борисович, насколько неожиданным оказался проигранный аукцион для предприятия и для вас лично?

- Уже второй десяток лет мы живем в условиях рынка и поэтому никаких иллюзий не питаем. В электронных аукционах участвуем постоянно, без каких-либо преференций, на общих условиях. Так что этот дамоклов меч - возможность проиграть на торгах висит над нами постоянно. К этим торгам мы были готовы, цена, ниже которой не можем опуститься, была четко просчитана. Конкуренты предложили цену ниже – вот и все.

Что касается предприятия, то проигранный аукцион для Спецавтохозяйства действительно ощутимый урон. И все же ситуация хоть и сложная, но не критическая. Никаких сокращений сегодня на предприятии не предвидится. Работаем дальше, ищем способы решения проблемы. В конце концов, содержание дорог не единственная наша сфера деятельности. Буквально в последние дни мы выиграли два других аукциона на оказание услуг. Выживать – выживем, вопрос в том, как будем работать и развиваться дальше.

- Ну а насколько нормальна ситуация, когда в Северодвинск приходит иногородняя организация, без своей техники, без опыта работы?

- Приход иногородней организации не нонсенс. Мы ведь тоже не приписаны к Северодвинску и теоретически можем содержать дороги хоть в том же Ростове. Другое дело, что содержание дорог – процесс сложный, за него должны браться профессионалы, знающие дело, знающие все местные нюансы. Тех, кто выходит на аукционы вот так - без техники, без опыта, – хватает. Но они не отдают себе отчета в том, какую ответственность берут на себя. Глупо рассчитывать, что сумма, указанная в стоимости лота, – это деньги, которые просто пойдут в карман учредителей. Мы на этом рынке уже 40 лет и прекрасно знаем, что большая часть этих денег уходит на закупку материалов, содержание и амортизацию техники, ГСМ.

Мое личное мнение: жители нашего города заслуживают достойного содержания дорог, ведь эти работы ведутся на их деньги.

- Может быть, ООО «Ростовдорстрой» рассчитывало, выиграв аукцион, взять вас в субподрядчики?

- О таких схемах я знаю, но ко мне с предложением о субподряде пока никто не приходил. Что же касается такой возможности… Она исключена, для нас такой субподряд – крайняя мера, в порядочности ростовской фирмы я абсолютно не уверен.

- Если работы на городских дорогах не начнутся, контракт будет расторгнут. И тогда мэрия будет вынуждена искать выход из ситуации. К примеру, начать работу по заявкам на каждый конкретный участок. Вы готовы работать на таких условиях?

- Конечно, заявки помогут нам только удержаться на плаву. Но к работе мы готовы на сто процентов. Еще в июне закуплена песко-соляная смесь на 7,5 миллиона рублей. Вся техника исправна, готова выйти на улицы хоть сейчас.

А воза пока и нет

Между тем 15 октября прошло, а ростовской техники на дорогах так и не появилось. Телефоны руководителей ООО «Ростовдорстрой» или молчат, или по ним отвечают диспетчеры, которые ничего вразумительного ответить не могут. Или не хотят.

В результате, после составления нескольких актов о неисполнении условий контракта, представители мэрии направили руководству компании предложение о его расторжении в добровольном порядке. А длиться процедура расторжения может месяца два. И кто будет разгребать снежные завалы в Северодвинске в ноябре и декабре – большой вопрос.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН

Дмитрий КАЗУНИН, таксист с 9-летним стажем:

- К Северодвинскому автохозяйству претензии у меня есть. Грейдеры расчищают улицы, а в результате во дворы бывает просто не заехать из-за снежных завалов. А клиенту нужно, чтобы мы его у подъезда ждали, а не на обочине. Так что по мне хоть ростовская фирма, хоть наша, главное - чтобы убирали по-хорошему.

Андрей ШАЛЯГИН, председатель профкома САХ:

- Работники приходят, говорят: надо что-то делать, давай пикеты организуем, забастовку устроим. А чем тут забастовка поможет? Формально все сделано правильно, все сделано по закону. Непонятно только, как можно заключать такой контракт с фирмой, у которой ни техники, ни базы, ни опыта работы нет.

Олег ПОПОВ, водитель издательства «Северная неделя»:

- Центральные улицы у нас чистят хорошо – за это спасибо. А вот на второстепенных после большого снегопада проехать можно, только если машина с хорошим дорожным просветом. На низких - постоянно бамперами цепляешься. Но сильно сомневаюсь, что другая организация будет чистить лучше.

Алексей ЛИХАЧЕВ, заместитель главы Минэкономразвития:

- Сами по себе электронные аукционы — это не панацея ни от коррупции, ни от плохих поставщиков, ни от некачественного результата. Потому что ни одна из трех указанных проблем не решается на уровне конкурсной процедуры, а значит вообще не решается в законе.

Посетители ростовского сайта http://donnews.ru:

- Бред какой-то! Свои дороги убирать не умеем - северные города убирать будем. Моя не понимает.

- Пц Северодвинску. А хотя очень удобная схема, наверное, по уводу государственных денег: офис в Ростове, работают в Северодвинске, работяги откуда-нибудь еще, пойди разберись кто, куда, сколько и кому.

- А что, если зима в Ростове будет снежная? Тогда Ростовдорстрой вместе с Северодвинским СМУП и у нас убирать будут?