Вечерний Северодвинск
Номер от 29 сентября 2011 г.

То взлет, то посадка…
Российские авиаперевозчики попали в зону турбулентности. Контроль за безопасностью пассажиров обещают усилить, но бизнес-катастрофы возможны…

 Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

Гибель под Ярославлем борта ЯК-42 развеяла иллюзии и пассажиров, и перевозчиков. Последнего китайского предупреждения не будет – авиарынок на грани передела.

БУДУЩЕЕ отечественного воздушного флота, настаивает президент, за крупными компаниями, которые, возможно, получат госсубсидии на организацию внутренних перевозок. А мелкие просто не получат допуски на выполнение большинства чартерных рейсов и будут вытеснены с региональных маршрутов. Что, по оценкам экспертов, приведет к сокращению пассажиропотока почти наполовину.

К крупным уже отнесены «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр» и «Сибирь». Но поскольку новые правила небесных игр еще не обозначены, больше волнует судьба «мелких». Что будет с «Норд Авиа»? С «Авиановой»? Именно эти компании осуществляют львиную долю внутренних перевозок, в том числе из Архангельска.

«Авианова» отменяет рейсы

На днях информагентства сообщили, что дискаунтер «Авианова» лишился двух из шести лайнеров. Лизинговая компания ILFC забрала их за долги объемом три млн долларов. И «Авианове» теперь якобы приходится формировать зимнее расписание, исходя всего из парка в четыре самолета.

Руководство компании, напротив, настаивает, что «Авианова» продолжает эксплуатировать флот из шести воздушных судов типа Airbus A-320 и даже планирует приступить к программе по обновлению парка воздушных судов. Компания-дискаунтер не уведомляла аэропорты о сокращении в расписании полетов, но уже отменяет рейсы, в основном на южных направлениях.

Архангельское направление в сводках пока не фигурирует. Но «купить зимнее расписание» по призыву сайта компании мне не удалось. 22 сентября расписание отсутствовало даже на ноябрь, совсем еще не зимний месяц.

Для «Авиановы» это, прямо скажем, нонсенс. Раньше забронировать место в салоне «Эйрбаса» по действительно низким ценам можно было и за полгода. Не хочется портить карму навязчивыми предположениями, но, похоже, все идет к тому, что «дешевые» билеты подорожают, а полеты в нашу сторону станут еще более редкими.

Заколдованная Турция

После того как архангельскую «Норд Авиа» приобрела одна из структур «Норильского никеля» (владелец – бывший лидер партии «Правое дело» Михаил Прохоров), компанию просто преследует череда неприятностей. Потряхивает в итоге пассажиров.

9 сентября «Боинг-737» авиакомпании «Норд Авиа», вылетев в Анталию, вернулся в Архангельск из-за отклонений в работе автоматики по наддуву пассажирской кабины. Об этом «Вечерка» уже сообщала.

14 сентября самолет «Норд Авиа» с полусотней пассажиров вернулся в Санкт-Петербург, не долетев до Сыктывкара. Прохоров тут, разумеется, не при делах. Причина несостоявшегося полета – неисправность сигнализации шасси. Через шесть часов жаждущих попасть в Коми отправили бортом другой авиакомпании. Стоит ли говорить о таких пустяках, как систематические короткие задержки рейсов по техническим и организационным причинам. И вот свежий инцидент.

В субботу, 24 сентября, утренний рейс в Анталию (опять он!) со 133 пассажирами вернулся в аэропорт Архангельск, как обычно, через три часа. Экипаж принял решение о возврате борта для выяснения причин шума в районе передней входной двери. Один из пассажиров «турецкого» рейса мигом выложил на Ютубе видео двери, которую заткнули розовой тряпкой. Летчиков понять можно – лучше плохо вернуться, чем красиво упасть.

Полет с задержанием…

15 сентября на сайте «Норд Авиа» опубликовано сообщение о задержке рейса Сыктывкар - Москва. Одна из пассажирок, сообщает пресс-служба компании, вела себя неадекватно: грубила и некорректно разговаривала с кабинным экипажем. Командир воздушного судна принял решение снять пассажирку с рейса. Линейный отдел внутренних дел произвел задержание пассажирки.

Пошерстила сыктывкарский Интернет. Инцидент на борту самолета подробно описал очевидец. По его словам, женщина отказалась садиться в кресло по причине его неисправности:

«Спокойно заявив об этом проводникам, женщина попросила подложить либо плед, либо подушку, которых не оказалось (!) в салоне по причине краткого времени полета, - так пояснили бортпроводники. О ситуации сообщили командиру экипажа, но, видимо, в форме, не соответствующей действительности. Пассажирку назвали дебоширом, что совершенно не соответствовало действительности. Командир в итоге отказался выполнять рейс, пока на борту находится «дебошир».

Как там в марше авиаторов? И верьте нам: на всякий ультиматум воздушный флот сумеет дать ответ!

Ольга СОЛОВЬЕВА