Вечерний Северодвинск
Номер от 8 сентября 2011 г.

Прислуживаться тошно?
Образование окончательно приравнивается к сфере услуг. Но школам неизбежно придется жить и работать по новым правилам

Для второклашек из прогимназии №1 Дмитрий Александрович Горяшин просто директор, главный учитель. А главным менеджером он будет для взрослых
Для второклашек из прогимназии №1 Дмитрий Александрович Горяшин просто директор, главный учитель. А главным менеджером он будет для взрослых

На совещании руководителей образовательных учреждений перед началом учебного года по традиции чествовали отличившихся, вспоминали успешно проведенные летние лагеря… И все же тон выступлений был сугубо деловым. В чем-то даже с нотками тревоги.

Директор – значит менеджер

Много новаций предстоит в ближайшее время в связи с новым Федеральным законом «Об образовании» - принятие его Госдумой ожидается в ближайшие недели.

Образование окончательно приравнивается к сфере услуг, лишаясь в правовом и экономическом поле каких-либо хотя бы формальных отличий, допустим, от сферы ЖКХ. Безвозвратно уходит в прошлое романтическая цель «формирования всесторонне развитой личности» - вместо этого школа будет бороться за выработку у обучающихся «ключевых компетентностей». Педагоги должны стать послушными и дисциплинированными исполнителями четко заданных стандартов. Самодеятельность, мягко говоря, не поощряется. Директор теперь не главный педагог, а менеджер, обязанный оперировать Налоговым, Бюджетным, Гражданским кодексами. Так, в общих чертах, формулировал новые правила начальник управления образования Сергей Попа.

Кадры решают

А решать эти новые задачи будут педагоги, которые и сейчас трудятся в наших школах, садах, учреждениях дополнительного образования. Те, о которых иные столичные чиновники говорят, что учителя-де «способны завалить любые госстандарты». Только стоять у доски не деятелям Минобраза!

Отсюда внимание к кадрам. О кризисе в школах, по словам Сергея Григорьевича, говорить нет оснований: около 65 процентов педагогов – цветущего среднего возраста. Но тревожит то, что четверть учителей – пенсионного возраста, а молодежи до 30 лет – всего десятая часть. При этом трудоустраивать ежегодные выпуски, например, филфака бывшего ПГУ нет возможности. В садиках – другое дело, но туда молодежь и сама не идет. Причины понятны – прежде всего денежные. Или безденежные?

Рублем подарят

Кстати, о новой системе оплаты труда. Именно в ее рамках, по мысли идеологов реформ, должны реализовываться и поощрение, и стимулирование работников, а в каком-то смысле и наказание тех, кто не соответствует новым нормам.

С 1 сентября фонд оплаты труда (ФОТ) для учителей увеличен на 30 процентов. В мэрии не устают повторять, что речь идет именно о ФОТ, а не о повышении всех зарплат. Новая система должна играть стимулирующую роль для тех, кого сочтет лучшими администрация учреждений (предполагается, что в контакте с представителями профсоюза и трудового коллектива). ФОТ остальных категорий работников образования вырастет на 15 процентов с 1 ноября. В сентябре и октябре воспитатели ДОУ получат дополнительно к зарплате по тысяче, а младшие воспитатели, помощники воспитателей и повара – по 750 рублей. Увы, не нашлось возможности поддержать другие категории работников, порой получающих еще меньше. Впрочем, претензии на этот счет Сергей Григорьевич парирует: данные о необходимости поддержки сотрудников той или иной специальности подавали сами учреждения.

Пока же средняя зарплата учителей – 20500 рублей. Это сообщение начальника «педсовет» встретил удивленно-возмущенным гулом. Но Сергей Попа в верности цифры уверен. Правда, сам не без юмора называет ее «средней температурой по больнице».

Есть проблемы

Среди таковых руководство управления образования видит, в частности, неготовность школьной инфраструктуры к работе в новых условиях по ряду показателей. Например, предстоит проанализировать причины ухудшения показателей ЕГЭ по ряду предметов в этом году. Это – на фоне общего успешного окончания школы нашими выпускниками. По числу победителей и призеров областных и всероссийских олимпиад Северодвинск на первом месте в области.

Есть проблемы с оплатой командировочных расходов для педагогов. Нет условий и для привлечения молодых специалистов. Морально устаревшие проекты школ и других учреждений не позволяют пока выстроить безбарьерную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не везде есть возможность внедрять третий урок физкультуры. В ряде учреждений нет даже предписанной правилами ограды!

Для решения проблем приняты муниципальные целевые программы. Ряд направлений финансируется и из областного и федерального бюджетов. Многое уже сделано...

«Мне тоже не все нравится в этом новом законе», - признается сам Сергей Попа. Но тут же добавляет: закон есть закон и выбор один: или выполнять его, или идти на пенсию, писать мемуары… А делать это нашим педагогам рано.

Алексей ЯНИН