Вечерний Северодвинск
Номер от 1 сентября 2011 г.

Работа бывает кусачей
Ветеринарной службе Северодвинска исполнилось 70 лет, а 31 августа ветеринары впервые отмечают свой профессиональный праздник

 Фото Елены Огородниковой
Фото Елены Огородниковой

Такса Инга приехала на процедуры. Кот – шотландец Филя здоров, но ему нужно сделать прививку. Голая хохлатая псинка - «китаянка» Бэлли трясется у двери лечебного кабинета. В операционной под наркозом тринадцатилетняя Глаша - кошка породы «обыкновенная домашняя любимица». Обычное утро в городской ветеринарной станции.

Две собаки - праздник

В России первое ветеринарное учебное заведение – Конюшенная школа – открылось в 1733 году под Москвой, а в начале XIX века появились ветеринарные факультеты. И во все времена работа ветеринара была тесно связана с сельским хозяйством. И с тех пор, по словам начальника городской станции по болезням животных Ольги Сюмкиной, мало что изменилось: всех студентов учат в основном на коровах и лошадях, хотя главными пациентами городских ветеринаров давно стали кошки, собаки и другая, иногда довольно экзотическая, живность. Ведь мода – это не только высота каблука и длина юбки. Для домашних питомцев тоже свои модные тенденции есть: когда-то «персы» были последним писком, потом карманные собачки, сейчас в наш город пришла мода на хорьков. И чем экзотичнее модный зверь, тем больше головной боли у наших ветеринаров: ищи теперь пособия, выясняй правила содержания, заказывай нужные препараты.

А ведь еще лет тридцать назад собака на приеме городской ветлечебницы – развлечение, две за один день – уже праздник. И чтобы лечить этих домашних питомцев, ветеринарам приходилось заниматься самообразованием.

Потом, в начале девяностых, в городе начался собачий бум, а параллельно с ним появилась чума, потому что к такому количеству собак ветеринары оказались не готовы: не было достаточно вакцины, да и владельцы четвероногих в те времена особо не заморачивались правилами содержания животных.

Вот чего никогда не было у нас в городе, так это случаев бешенства. А по России то тут, то там постоянно выявляют больных животных. Поэтому северодвинцы, уезжающие за пределы области в компании своих домашних любимцев, должны помнить: животному необходимо сделать прививку. Иначе сидеть им 30 дней в чужом городе на карантине, по-другому питомца домой не вернуть.

Нашатырь для хозяина

Теперь уже никто не будет спорить, что ветеринар в Северодвинске – востребованный врач, способный оказать помощь самым разным животным: от обычных шариков и мурок до модных хорьков и игуан. А еще у ветеринаров городской станции есть опыт лечения бегемота: приехал бедняга в наш город с цирком и заболел. Был случай - лечили обезьянку. Это милое создание так покусало и поцарапало персонал - до сих пор вспоминают. Что поделаешь, работа ветеринара бывает кусачей: техника безопасности, ловкость и опыт не от всех царапин и укусов спасают. И хорошо, если айболита тяпнул за палец месячный щенок, а если зверь покрупнее?

Но самое трудное в работе - это не укусы и не появление не виданного доселе вживую зверя (в последнем случае выручают «консилиумы» - мозговые штурмы всего коллектива, ну и, конечно, Интернет). Любой ветеринар вам скажет: главная проблема – хозяева животных, которые беспокоятся за своих питомцев, как за родных детей, плачут, нервничают, ругаются, одолевают бесконечными расспросами или, наоборот, слушают назначения вполуха. Так что ветеринару нужно иметь крепкие нервы и всегда держать под рукой нашатырь и валерьянку. Удивительно, но чаще всего устраивают истерики и грохаются в обморок мужчины.

Приходите к ним лечиться…

Кто из нас в раннем детстве не мечтал стать Айболитом? Кто-то помечтал и забыл, а Елена Глазачева бережно донесла эту мечту до школы, и сей факт был запротоколирован в сочинении «Кем я хочу быть». И после окончания школы не было у нее метаний: на юриста или менеджера? Она – ветеринар, молодой и очень перспективный специалист, заместитель начальника городской ветеринарной станции, а еще умница и красавица. И таких умниц и красавиц в коллективе не одна и не две. Куда женихи смотрят?

- Коллектив – это наша главная ценность, - уверена руководитель ветстанции. - У нас, например, есть молодая девушка, практически готовый специалист с высшим образованием, которую уже не раз приглашали в частные клиники, а она продолжает работать здесь, причем на самой низкой должности числится – ветеринарным санитаром.

И если у «человеческих» врачей существует строгая специализация – стоматолог никогда не возьмется вырезать гланды, а хирург не будет лечить ветрянку, то ветеринару приходится одновременно быть и терапевтом, и хирургом, и окулистом, и акушером - мастером на все руки. Хотя в Москве, например, появились ветеринары узкой специализации: собачий диетолог, кошачий косметолог. У нас в городе, смеются ветеринары, такой «специалист» умер бы с голоду.

Что себе пожелать?

Еще в советские времена было решено: раз ветеринары состоят при крупном рогатом и не рогатом скоте, а также приписаны к птице- и свинофермам, то быть им работниками сельского хозяйства со всеми вытекающими. Поэтому и праздника своего у ветеринаров не было.

Как ни странно, ситуацию исправил не президент, а патриарх Кирилл. Именно он подписал указ об установлении 31 августа церковного праздника – Дня ветеринара. И теперь у ветеринаров даже свои святые покровители есть - Флор и Лавр. О чем бы их попросила Ольга Сюмкина?

Подкидыши в городской ветлечебнице не редкость. Особенно урожайным был прошлый год: то коробку с котятами у входа оставят, то щенят подбросят, а то и взрослую собачку к перилам привяжут.

Оттого-то и мечтает Ольга Алексеевна о несбыточном – городском приюте для животных, которому она со своими коллегами оказывала бы всемерную помощь. Но где найти соответствующее всем требованиям помещение, кто даст деньги на ремонт (если понадобится) и содержание?

Есть у нее и другая мечта, за воплощение в жизнь которой проголосуют все посетители лечебницы, – нормальная дорога, потому что этот отрезок пути больше всего похож на результат бомбежки и артобстрела вместе взятых. А городская власть, которую Ольга Алексеевна просит привести в порядок проезд, пишет странные ответы, что, мол, дорога эта не числится на балансе города, так что ничем помочь не можем. Странно, однако, ведь здание имеет нормальный городской адрес: Беломорский проспект, 63. Может, дорога не числится на балансе просто потому, что ее нет? Ну нельзя же, в самом деле, эти ямищи и колдобины называть дорогой. А если ее нет, значит, ее нужно построить.

Елена ОГОРОДНИКОВА