Вечерний Северодвинск
Номер от 14 июля 2011 г.

Архивно? Архиинтересно!
Историк Екатерина Емельянцева собирает материалы для книги о Северодвинске

- Я работаю в Европейском университете в Санкт-Петербурге и занимаюсь брежневским периодом истории. Отсюда и тема моей книги – Северодвинск в 70-80-е годы. Это мой личный проект после защиты кандидатской диссертации. Пока я в самом начале пути, работаю над книгой второй год, - так началось наше знакомство с этой удивительной девушкой.

Время анекдотов

- Странно слышать о 70-80-х годах, пусть даже прошлого века, как об историческом периоде, для многих это еще как вчера, просто отрезок жизни: детство, юность, свадьба, трудовые будни…

- И время анекдотов! Именно это и привлекает. Этот период малоизучен. Историки еще только присматриваются к нему. Особой конкуренции тут пока не наблюдается. И планы у меня грандиозные. Это будет научный труд, чтобы на примере Северодвинска попытаться глубже понять брежневскую эпоху. Поэтому мне важны самые разные аспекты жизни города.

- Екатерина, а почему именно Северодвинск? Вас что-то связывает с этим городом? Или это случайный выбор?

- Я сама питерская, но мне всегда был интересен ваш город. С Северодвинском меня познакомил отец. Когда я была маленькая, он долгое время работал здесь, часто ездил сюда в командировки и возвращался вдохновленный, много рассказывал об этом во многом образцовом городе, который в 70-е годы был на подъеме и полон оптимизма и энтузиазма, чего в центре страны уже не наблюдалось.

- Могу предположить, что книга будет посвящена папе?

- Естественно.

- И как продвигается ваша работа?

- Сейчас у меня архивный период. Сижу с документами и параллельно беру интервью. Конечно же, у меня нет утвержденного кем-то списка фамилий. Я знакомлюсь с людьми, используя личные связи и по публикациям, которые меня заинтересовали. В вашу редакцию, например, меня привела книга Александра Бурлова. И уже тут я познакомилась с автором лично, с Вячеславом Белоусовым и Олегом Химанычем, чьи воспоминания о том периоде, уверена, будут для меня очень полезными.

- Но память – штука коварная.

- Конечно, воспоминания субъективны и в оценке того периода немалую роль играет нынешняя жизненная ситуация человека, его родственников и друзей. Обрабатывая интервью, я, конечно же, буду иметь в виду, что большую часть престижа (а он у Северодвинска был очень высок!) город за последние годы растерял. Пока я не готова дать точную оценку, каким был уровень жизни в городе. Но, судя по архивным документам, которые я успела изучить, в каких-то областях он действительно был непроблематичным и высоким, в каких-то - это скорее миф, чем реальность.

- А считать ли мифом рассказы о том, что северодвинцы летали в тогда еще Ленинград попить пива?

- Этому можно верить, поскольку уровень зарплат на заводе был действительно высоким.

Секретное прошлое

- Работу над книгой осложняет секретное прошлое города?

- Несомненно, ведь многие документы закрыты. И не только документы, я уже столкнулась с северодвинцами, которые не хотят давать интервью. И эта закрытость людей, наверное, тоже отголосок специфики закрытых городов и секретных производств.

- Для многих копаться в безликих пыльных бумажках кажется занятием архискучным. Ладно бы какие-то древние манускрипты в музее изучали, а тут обычная рутина!

- Поверьте на слово: копаться в архивах совсем не скучно, нужно просто уметь читать документы. Например, до сих пор бытует мнение, что работать в Северодвинск приезжали лучшие из лучших и это было престижно. Однако документы утверждают, что был большой процент молодежи без среднего образования. А приезжие сталкивались с серьезными проблемами бытового характера. Поэтому, несмотря на то что Северодвинск был образцовым городом, это был обычный город со своими сложностями. Есть рукописные жалобы населения, например, о том, что в столовой Севмаша недодали макароны. Протоколы заседания горисполкома интересны. Распределение жилья, постановка в очередь на жилье, работа с несовершеннолетними (преступления, ими совершенные, их трудоустройство), борьба с эпидемией сибирской язвы, благоустройство города, контроль за работой общепита, продажа спиртных напитков – в этих документах повседневная жизнь города, и за каждым документом живая история.

В сфере моих интересов – развитие города, его социальная структура, молодежь (со всеми присущими ей в то время особенностями, вплоть до «фарцы»), соотношение и отношения городских и заводских. И все это я буду искать в архивах и в воспоминаниях северодвинцев.

- Как часто вы приезжаете в наш город?

- Это мой второй приезд. Первый раз я была ранней весной, но не спрашивайте меня о впечатлениях.

- А вот спрошу!

- В это время года все города неприглядны. Приезжая сюда, я как будто бы попадаю в детство, потому что центральная часть очень похожа на мой родной район – Охту. И согласитесь, Северодвинск крайне мало изменился за последние десятилетия. Меня очень разочаровали деревянные дома. Я не думала, что их в городе так много, и очень плохо, что в них еще продолжают жить люди.

А с поездками есть небольшая проблема: у меня маленький ребенок, ему нет еще двух лет. Но приезжать буду, не сомневайтесь!

- И когда вас ждать в следующий раз?

- Не раньше зимы. Большая часть интересующих меня документов находится в Архангельском областном архиве. Я съездила туда, оставила запрос и теперь жду ответа, от которого и зависит дата моего приезда сюда. Комиссия по рассекречиванию документов соберется в ноябре, это процесс не одного дня, потребуется время. И конечно же, я буду встречаться с людьми, чьи воспоминания помогут мне составить объективную картину жизни Северо¬двинска в годы его расцвета.

Записала Елена САДОВА