Вечерний Северодвинск
Номер от 14 июля 2011 г.

На стройку! Навсегда!
Они приехали строить город-завод и остались в нем жить, любить и быть счастливыми

Первые палатки. Фото из архива «Вечернего Северодвинска»
Первые палатки. Фото из архива «Вечернего Северодвинска»

Не зря говорили: Двина - река труженица. Жарким июльским днем 1936 года по реке, как обычно, торопились к пригородным островам шустрые пароходики-макарки. От речного вокзала четко по расписанию отваливали «Гоголь», «Луначарский», «Пушкин», «Степан Разин» и другие именитые колесники, направлявшиеся вверх по Двине. И только стоящий у крайнего причала двухпалубный «Иван Каляев», казалось, никуда не торопился. На самом деле это было не так. Начинался прилив, приходилось ждать большую воду. Тот рейс не значился в расписании. Мало того, его пассажиры даже не знали свой будущий адрес. На месте предстоящей высадки не было ни города, ни деревни.

ЕЩЕ до отправления многие успели познакомиться со спутниками. Кто-то разжился газетой. Свежий номер «Северного комсомольца» рассказывал о новостройке, и его передавали из рук в руки, а потом стали читать и вслух.

Фразы о том, что при строительстве завода будет вынуто земли около миллиона кубометров, уложено 250 тысяч кубов бетона, употреблено 100 тысяч кирпичей, особого интереса не вызвали. Зато слова о том, что завод будет не только самым крупным в Союзе, но и самым культурным и благоустроенным, вызвали у ребят восторг.

Сколь велик будет тот завод, стало понятно и из сравнения его с Архангельском. Архангелогородцев особо удивило, что «...Заводская площадка будет около полутора тысяч гектаров и социалистический город две с половиной - три тысячи гектаров. Эта площадь почти в шесть раз больше центральной части Архангельска (от Кузнечихи до Быка)».

За разговорами не заметили, как пересекли Двину и прошли мимо Кегострова, оставили по левому борту лесопильные заводы Цигломени, Лайский Док и Рикасиху. И еще долго и медленно крутились по узким протокам, преодолевая корытки, любуясь красно-фиолетовым цветом иван-чая, покрывшим ярким ковром уходящие за горизонт торфяные просторы. И с нетерпением ждали той минуты, когда «Иван Каляев», потихоньку шлепая плицами, ткнется носом в сваи временного зыбкого причала.

Так появились на новостройке первые 60 посланцев крайкома комсомола, спешно собранные по разнарядке почти со всех районов северного края.

«Старожилы» и «десантники»

Как первопроходцы, осматриваясь на ходу, ступали они на низкий берег. Встречал их не только одинокий обезглавленный монастырь. Здесь их ожидала большая группа «старожилов» - рабочих и технических работников во главе с начальником строительства Кирилкиным, приехавших на несколько дней раньше. Они уже многое сделали для размещения первостроителей. И буквально на следующий день прибывшие уже приступили к работе. Строили временные мастерские, пристани, готовили материалы для строительства первых домов возле монастыря. А через десять дней после прибытия комсомольского десанта 26 июля 1936 года состоялось и первое организационное комсомольское собрание.

Кают-компания парохода не могла вместить всех. Поэтому решили собрание проводить на берегу, тем более что воскресный день выдался теплым. Комсомольцы проявили большую активность в обсуждении задач на новостройке. Внимательно прослушали и выступление Ивана Кирилкина, говорившего о будущем гигантского завода и города, который предстоит возвести за короткий срок. Все строительство рассчитано на два-три года. Вопрос о кандидатуре секретаря особой трудности не представлял.

Комсомольцам Архангельска уже хорошо было известно имя энергичного и умелого организатора Исаака Гершензона. Кроме него, в состав комитета были избраны Валентина Анфиногенова, Николай Безгин, Егор Ушаков, Иван Бушманов, Валя Дорофеева и Зина Коноплева.

Первый праздник. XIX годовщина Октября. Фото из архива «Вечернего Северодвинска»
Первый праздник. XIX годовщина Октября. Фото из архива «Вечернего Северодвинска»

«Пойдешь на воду!»

Стройке нужны были люди разных профессий. Но из первых комсомольцев только единицы имели строительные специальности. Были горячие сердца, трудолюбивые руки да очень большое желание строить, побеждая трудности. И поэтому с первых дней работы все они стали учиться на сваебоев, плотников, каменщиков, обучаться и другим специальностям. Когда Изоту Шкаеву в комитете сказали: «Пойдешь на воду!», тот даже обрадовался, решив, что будет трудиться на катере. Ведь по специальности он судовой моторист и слесарь. Но «на воде» означало – на выкатке леса. Туда Изот тоже пошел безоговорочно и трудился в бригаде Ляшкова, вскоре ставшей передовой.

Рабочие же таких специальностей, которыми владел Зотик, оказались нужными совсем скоро. К началу очередной навигации стройка уже имела собственный вспомогательный флот, который какое-то время не использовался из-за отсутствия специалистов. В крайком комсомола и в Архангельский обком ВЛКСМ полетело тревожное письмо: «Просим направить на стройку капитанов, штурманов, кочегаров судов, помощников капитанов катеров и мотористов».

Комсомольские будни

Одним из самых трудных был вопрос с жильем. Первым общежитием для строителей стал все тот же «Иван Каляев». Его гудок возвещал начало и конец рабочего дня. Вторым родным домом стал этот пароход. Но в связи с тем что на стройку прибывали все новые и новые рабочие, пришлось приспособить под жилье некоторые баржи. А потом рядом с монастырскими стенами выстроились большие, вместительные палатки. С наступлением же морозов жить в них стало невозможно. Да и пароходы «Иван Каляев», «Вычегжанин» ушли на зимнюю стоянку.

Единственным местом, где можно было спастись от холода, оставалось здание монастыря. Много пришлось ребятам поработать по наведению в нем чистоты и порядка, по переоборудованию помещения, прежде чем туда переселились жильцы. А весть о большой стройке уже разнеслась по всему краю. И появилось множество добровольцев, в том числе из людей старшего поколения.

Причем ехали в Никольское устье целыми семьями и не просто «на разведку», а на постоянное жительство, как в родной город, прихватив с собой нехитрый скарб. Везли зеркала, картины, мебель. Да и молодые начали обзаводиться семьями. Поэтому в октябре пришлось построить 10 двухэтажных домов, несколько рубленых и каркасных бараков, положивших начало будущему Беломорскому проспекту.

Зимой, когда с моря дули холодные ветры, работать стало особенно трудно. Промерзшая, как камень, земля, работа под открытым небом ставили людей в неимоверно тяжелые условия. Уйти от этих проблем в то время было практически невозможно. Их надо было только преодолевать. И комсомольцы это делали с честью. Только несколько человек покинули стройку.

Первая колонка – первый класс

Большую воспитательную работу с молодежью проводили комитет комсомола и лично начальник строительства Иван Кирилкин. На стройке непрерывно росло количество детей. Их надо было учить.

- Первая школа, в которую я пошел в первый класс, размещалась в здании барачного типа. В одной комнате находилось сразу три класса. Первая колонка от окна – первый класс. Средняя – второй. Ближе к дверям сидели третьеклассники. Учитель был один, - вспоминал спустя семьдесят лет Почетный ветеран Севмаша Александр Осин.

С наступлением 1937 года строительство все больше входило в нормальную колею. На площадке появились дополнительные дома-бараки, столовая на 150 мест. Большим событием для всех стала встреча Нового года с красавицей елкой, установленной на площади возле монастыря. Вскоре после этого праздника ребят ожидала новая радость: 17 января 1937 года открылась еще одна школа благодаря стараниям Гершензона. В пристройке к клубу разместились шесть небольших, но уютных классов.

Первого апреля 1937 года Постановлением ВЦИК новый населенный пункт при судостроительном заводе Приморского района был отнесен к категории рабочих поселков. Ему, имевшему неофициальное наименование Никольское Устье, было дано название Судострой.

Александр БУРЛОВ, Николай КУЗНЕЦОВ