Вечерний Северодвинск
Номер от 23 июня 2011 г.

Едут, едут по Берлину…
За границей молодые люди сороковых годов побывали не по турпутевкам

В юношеские годы Афанасий Гашев мечтал увидеть большие города за границей. Особенно столицы. Посмотреть, как там живут люди, сравнить с жизнью нашего народа… Его мечты осуществились. Но случилось это на войне.

В 1939 году Афанасия призвали в Красную армию. В советско-финской войне участвовать ему не довелось: хотя его дивизию уже направляли на фронт, но «та война незнаменитая» окончилась прежде, чем молодой солдат успел принять боевое крещение. А вот Великую Отечественную войну Афанасий встретил уже 23 июня на украинской станции Шепетовка. Вскоре из пехоты его направили в танковую часть, пришлось срочно пройти обучение специальности стрелка-радиста. С того времени и до Победы его танковый корпус участвовал в боях под Тулой и Калугой, на землях Украины, Румынии, Польши, форсировал Одер, Буг, Вислу. Тогда-то Афанасий, пусть ненадолго, увидел Варшаву и Бухарест.

А 16 апреля 1945 года началась битва за столицу Германии. Наши войска готовились к ней тщательно. И недаром: с первого дня встретили упорное сопротивление врага. Еще на подступах к Берлину пришлось пройти несколько сильно укрепленных полос. У одного населенного пункта Афанасий увидел большой щит на столбе. На щите надпись по-русски: «До рейхстага 15 километров. Но вы не будете в нашей столице. Здесь вы найдете свою могилу». Много лет спустя Афанасий Семенович рассказывал:

- Я тогда своей молодой головой подумал: «Это вы, битые фашисты, были вблизи Москвы, вы хотели устроить свой парад на Красной площади, а что получилось? Сейчас вы считаете, сколько километров нам осталось до вашего гнезда, и еще грозите нам! А мы непременно отпразднуем нашу Победу в вашей столице!»

25 апреля наши танки и пехота стали продвигаться в направлении Потсдамского вокзала. В этих боях участвовал Афанасий Гашев. Он навсегда запомнил, как преодолевали противотанковые рвы и завалы на дорогах, как прорывали линии вражеских окопов, как штурмовали укрепленные и заминированные дома, как враг отчаянно бил из фаустпатронов по нашим танкам, малоподвижным на узких улочках… И все же наши подразделения ворвались на привокзальную площадь. Танки бьют по вокзалу, вот и пехота завязывает бой в самом здании… А кто-то из наших кричит в рупор: «Мы здесь! Принимайте незваных гостей! Выходите, кланяйтесь!»

Через несколько дней подошли к рейхстагу, уже взятому и разрушенному во время штурма нашими войсками. Каждый из нас оставил свою подпись на стене рейхстага. Афанасий Гашев написал, вспомнив тот щит: «Мы прошли 15 километров и обратно не вернемся!»

Слушая рассказ Афанасия Семеновича о боях за Берлин, я думал: сколько же мужества и отваги у этого скромного человека! Он был единственным из участников войны в нашем городе – кавалером шести боевых орденов.

Перед уходом из жизни Афанасий Семенович спрашивал меня, знаю ли я, кто из северодвинцев участвовал в боях за столицы других государств. Я назвал несколько северодвинцев, награжденных медалями за взятие или освобождение таких городов. Это К.М. Белов, Т.М. Бубнов, М.И. Горбунов, М.А. Денисов, М.С. Добродеев, И.П. Егоров, Н.Ф. Едемский, И.А. Заводчиков, И.А. Исупов, С.У. Каштанов, В.К. Куница, И.А. Ловыгин, Г.М. Маслов, В.Е. Медников, Н.А. Мизгирев, Е.Ф. Михайловский и многие другие. Увы, некоторые из них не дожили до сегодняшнего дня.

Михаил КОЧНЕВ, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Славы