Вечерний Северодвинск
Номер от 26 мая 2011 г.

Фабрики и заводы – покупателям?
Использование муниципального имущества обсудили на депутатских слушаниях.

Депутатов городского Совета, а также сотрудников мэрии, руководителей предприятий и представителей общественности собрали слушания по вопросу о проекте документа, получившего название «Концепция в сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального образования «Северодвинск» на 2011-2013 годы».

Впрочем, концепция ли это? Дискуссия завязалась даже вокруг жанровой природы документа. Начальник управления образования Сергей Попа как педагог-словесник, а предприниматель Виктор Казаринов как опытный законотворец, депутат областного Собрания, согласились в том, что текст больше похож на программу, чем на концепцию. Для последней требуется и гораздо больший, чем три года, срок, и иные общие формулировки стратегических принципов, подходов и критериев, которые уже должны быть реализованы в конкретных планах и программах. Авторы же документа из числа депутатов пояснили, что решено было «не умничать и не вдаваться в термины».

Другие участники обсуждения вдавались не в термины, а в конкретные детали – и те, что указаны в концепции-программе, и те, что остались за ее рамками. С докладом на депутатских слушаниях выступил председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям мэрии Михаил Лукошков. По словам Михаила Борисовича, в будущем власть предполагает дальнейшую планомерную приватизацию муниципального имущества за счет сокращения доли аренды и безвозмездного пользования. Ожидаемый доход от этого – 116,8 млн рублей в текущем и по 100 млн в следующие два года. Сформулированные цели приватизации звучат привлекательно: «расширение налогооблагаемой базы, создание дополнительных рабочих мест, наполнение отечественного рынка товарами и услугами российских производителей». Предполагаемые доходы от сдачи площадей в аренду составят соответственно 156,3 млн, 145 млн и 135 млн рублей. Из 21 муниципального унитарного предприятия сохранить этот статус предполагается лишь за девятью. Общая тенденция, насколько можно судить, такова: ограничить зону ответственности муниципалитета лишь минимумом, необходимым для реализации полномочий муниципальных властей.

А выступавшие в прениях представители бизнеса вполне предсказуемо ратовали за еще большее расширение приватизации. Прозвучало мнение, что городу следовало бы даже поторопиться с этим. Ставки аренды уже сейчас-де падают, а со сдачей в сентябре следующего года торгового комплекса в конце проспекта Морского «обрушатся», потому лучше имеющиеся у муниципалитета площади продавать. Виктор Казаринов дополнил эту идею предложением на вырученные средства строить новые помещения, соответствующие современным требованиям, а уже их сдавать в аренду. В том числе под жилье.

Оживление вызвали эмоциональные вопросы депутата Алексея Новикова. Его интересовало, почему всё новые и новые площади передаются двум муниципальным предприятиям – комбинату школьного питания и аптечной сети «Здоровье». Если продавать помещения с аукциона – так всем, а если передавать в хозяйственное ведение – так тоже всем, на равных основаниях, восклицал депутат. Алексею Ивановичу немедленно возразили. Сергей Попа аргументировал тем, что тот же КШП несет социальную нагрузку, обеспечивая бесплатное питание учащихся компенсирующих классов на 800 тысяч рублей в месяц; к этому, по мнению Сергея Григорьевича, вряд ли готов какой-либо предприниматель. Председатель городского Совета Владимир Мелехин в детали не вдавался, а просто заявил, что коллега-депутат не знает сути дела. Только директор КШП Александр Ширяев ничему не возражал, а философски улыбался молча…

В целом же, чаще всего программу-концепцию упрекали в том, что в ней недостаточно четко формулируются критерии эффективности работы с муниципальным имуществом, критерии, позволяющие судить о том самом необходимом для муниципалитета минимуме предприятий и учреждений, а также общие принципы взаимодействия муниципальных структур и малого и среднего бизнеса. Чтобы решить эти вопросы, рекомендовано создать рабочую группу из представителей мэрии и депутатского корпуса. Сроки действия документа пока сдвинули на 2012-2014 годы. До 10 октября необходимо подготовить проект соответствующего решения Совета депутатов, а утвердить концепцию планируется на сессии Горсовета 27 октября.

Будем надеяться, что к этому времени все заинтересованные стороны ознакомятся с проектом. Ведь на слушаниях даже некоторые депутаты признались, что видят документ впервые. А хорошо было бы, чтобы и широкая общественность могла оценить то, как власти планируют распоряжаться муниципальным имуществом.

Алексей Яшин

Немного статистики

В реестре по состоянию на 1 января 2011 года числится 7285 объектов движимого и недвижимого имущества. Муниципальный нежилой фонд составляет 764,9 тыс. кв. м. Из них 633,4 тыс. кв. м закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями, в казне состоит 131,5 тыс. кв. м, из которых передано по договорам аренды 89,8 тыс. кв. м, а 31,9 тыс. кв. м – по договорам безвозмездного пользования. В муниципальной собственности находится 23 муниципальных унитарных предприятия, из которых два – в стадии ликвидации, и 119 муниципальных учреждений, а также пакеты акций 14 ОАО и доля в уставном капитале одного ООО.