Вечерний Северодвинск
Номер от 19 мая 2011 г.

Владимир Няков: «Боюсь только медведей, случайностей и дураков с инициативой»
В свой юбилей директор лицея №17 переживает за будущее российского образования

 Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

15 мая директору семнадцатого лицея Владимиру Някову исполнилось шестьдесят лет. 24 года он возглавляет, пожалуй, самую «олимпийскую», судя по победам учеников во всероссийских олимпиадах, школу города. А начинался путь на Олимп в далеком от нас Тихвине.

- Мой дед по маминой линии был учителем и директором школы, мама тоже выбрала профессию педагога. Ходила в педучилище через Волхов, по соседству с линией фронта. Ну а я-то поначалу хотел быть моряком.

Путь на Север

- И что изменило взгляд на призвание?

- Изменил знакомый моего отца, который часто бывал у нас. Учитель истории, фронтовик и сын полка, он обладал невероятным объемом знаний. И этот человек так повлиял на меня, что я твердо решил – буду учителем. Поступил в тихвинское педучилище. Тогда готовили педагогов основательно – каждый урок расписывали от и до. Правда, поработать учителем за всю свою жизнь мне довелось всего два месяца – в сельской школе под Ленинградом. Зато преподавал сразу литературу, русский язык, музыку, рисование, а заодно был воспитателем в интернате.

- И через два месяца…

- … меня призвали в армию. Сначала была мотострелковая дивизия под Архангельском, а потом Арктика. Рядом с нашими казармами была станция полярников, начальником которой был молодой Чилингаров. Тогда это казалось большой неудачей – попасть служить в такие места. А сейчас думаю: увидел бы я когда-нибудь Арктику, Карское море и белых медведей, если бы не служба?

- После армии не изменили своего намерения стать учителем?

- Намерения не изменил, но изменились обстоятельства. Сельскую школу, где я преподавал, закрыли. Пришлось идти воспитателем в строительное ПТУ в Подпорожье. Было трудно – из 47 человек в группе 41 состоял на учете в милиции. Но эти ребята меня многому научили. Через год меня взяли в актив комитета комсомола, через полтора года в горком комсомола, а еще позже – в горком КПСС.

- Как давалась новая работа?

- Легко. Было интересно – я постоянно ездил по области с лекциями о международном положении. Часто бывал в Ленинграде, познакомился со многими интересными людьми. Да и вранья тогда было в нашей работе раз в 10 меньше, чем сейчас, и бюрократии тоже.

- Какие таланты будущего директора раскрылись на политической ниве?

- У меня нет никаких талантов и уже, наверное, не будет. Просто я умею анализировать ситуацию и видеть, как ее можно изменить.

- Ну а на Север как привела дорога.

- На Север привела супруга. Человек, которому я обязан очень многим в своей жизни. Мало кто смог бы выдержать мой характер. Она – смогла… Так вот как-то провалился под лед, схватил воспаление легких, а в больнице познакомился с замечательной девушкой. И уехал в Северодвинск.

- И наконец-то стали заниматься любимым делом?

- Как бы не так. Не было мест, и приняли меня на Севмаш в отдел кадров. Три года отработал там. В 1987 году принял участие в конкурсе на должность директора в школу №27, но не прошел. Потом мне начальник гороно Валерий Зарецкий сказал: «Хорошо, что не прошел, мы тебя в школу №17 собираемся направить». «Учителем?» – спрашиваю. А он: «Директором!»

От руин – к лицею!

- Тогда школа представляла собой печальное зрелище. Не здание, а руины! Пришлось для начала заняться капитальным ремонтом. Но школу я не распустил. Начальные классы занимались в школе №15, средние – в двадцать первой, старшие – в четырнадцатой.

- Потом пришли разрушительные девяностые…

- И именно в этот период мы развивались как никогда раньше. Открыли 8 специализированных классов, создали совет попечителей, получили статус лицея, серьезно улучшили материальную базу. Причем за счет собственных средств.

- Правда, пришлось отказаться от начальных классов?

- Да, тогда сделал это скрепя сердце. А сейчас не хотел бы ничего менять. Ребенок в 7 лет еще не знает, гуманитарий он или техник. Мы делаем упор на математику и физику, а если человек талантлив совсем в другом? Это издевательство и над ним, и над педагогами.

- По нынешним правилам вы обязаны брать учеников именно со своего района.

- Это, конечно, мне непонятно. Получается, все родители, чьи дети проявляют способности в области точных наук, должны переезжать на улицу Воронина? Правила в современном образовании меняются невероятно быстро, и сильно сомневаюсь, что это принесет пользу.

- А что вы можете противопоставить сумбуру образовательных изменений?

- Только свой консервативный подход к образованию. Мы всегда старались обходиться без экспериментов и нововведений. Насколько хватит сил, будем обходиться и впредь. Но удается это все сложнее. В школе сегодня убивают образовательную составляющую. Все, от директора до учителя, должны заниматься какими-то отчетами, проектами вместо главного дела – учить детей.

Облачное будущее

- Как вы видите будущее свое как директора и лицея?

- Мне 60 лет, и я уже должен думать о дальнейшей судьбе. С удовольствием поработал бы учителем. А насчет лицея… Перспективы очень неясные. Да, сейчас у нас отличный коллектив, за педагогов я спокоен. Отличная техническая база, и в этом большая заслуга нынешней городской администрации. Но нужен лидер, который возьмет на себя ответственность за лицей и будет ее осознавать.

- У вас есть кандидатуры?

- Знаете, у меня всегда были отличные замы. Особенно отмечу Александру Галкову, Галину Похвалину, Марину Хромцову – им я благодарен буду до конца своих дней. Сегодня у меня тоже надежные замы, в том числе и молодые - Ирина Сахарова и Юрий Гнедышев – очень деятельные, грамотные, сильные специалисты. Главное - чтобы прислушались в отделе образования если не к моему мнению, то к мнению коллектива. Развалить лицей можно очень просто, а вот собрать его снова будет невозможно.

- Значит, боитесь за лицей?

- Я боюсь только медведей (в детстве столкнулся с медведицей нос к носу), случайностей и дураков с инициативой. Вот если от всего этого лицей будет избавлен, все будет хорошо.

Спрашивал Ильдар ХАБИБУЛЛИН