Вечерний Северодвинск
Номер от 5 мая 2011 г.

Бензиновый голод кончился?
Вереница автомобилей на многих городских АЗС сохранялась всю ночь

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

На прошлой неделе в России произошло, казалось бы, невозможное: кончился бензин.

ПО крайней мере, именно такое впечатление складывалось у многих россиян при виде огромных очередей на АЗС.

Но обо всем по порядку. Проблемы с топливом первым ощутил Алтай. 23 апреля на независимых АЗС края почти полностью пропал бензин. Там, где его еще продавали, рост цен достиг 20 процентов. Однако немногим позже испытывать недостаток начали и крупные сети. Прежде всего из-за ажиотажа. Бороться с ним стали проверенным советским методом: продажу в один бак ограничили двадцатью литрами. Следом дефицит появился в Красноярске. Аналогичная ситуация сложилась в Воронежской, Белгородской, Липецкой, Тамбовской и других областях.

Причины, повлекшие за собой бензиновый кризис, называют разные. Одни связывают это с тем, что Федеральная антимонопольная служба взяла норматив, по которому 15 процентов всех нефтепродуктов их производители должны реализовывать на бирже. Производители выполнили требование, правда, продавались положенные 15 процентов большими лотами. Но купить такой объем смогла далеко не каждая сеть АЗС.

По мнению других, всему виной государственная программа утилизации автомобилей, значительно увеличившая количество потребителей топлива. Третьи считают, что все произошло из-за четырех закрытых на профилактику нефтеперерабатывающих заводов в Центральном федеральном округе.

Что же касается нашей области, то ситуацию назвать однозначной нельзя. Еще 28 апреля на совещании в правительстве региона крупнейшие поставщики заявили, что проблем с отпуском бензина не предвидится.

Тем временем на некоторых колонках Северодвинска уже перестали продавать топливо за наличный расчет, осуществляя сбыт лишь по картам. Там, где это еще можно было сделать, выстраивались огромные очереди. В итоге вместо обычных пяти минут заправка занимала два и более часа. С 27 на 28 апреля вереница автомобилей на многих АЗС сохранялась всю ночь. После этого стали появляться ограничения: не более 30 литров в одни руки. Следующей ночью ажиотаж значительно спал.

Очевидцы утверждают, что пока по Северодвинску тянулись бензиновые очереди, в областном центре сохранялась более спокойная обстановка.

За апрель, по данным службы государственной статистики по Архангельской области, максимальный рост цен на топливо не превысил процента.

Павел РАШЕВ

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

«Скорая» не обсохнет

Мы, конечно же, поинтересовались, не было ли в связи с топливным кризисом проблем у станции скорой медицинской помощи.

Руководитель «скорой» Елена Павлова сообщила: как только начались в городе проблемы с бензином, тут же созвонились со своим поставщиком – «Северной империей» и получили твердое заверение, что все пойдет своим чередом. Так и было: заправлялись машины без перебоев в нужном объеме. Елена Александровна попросила «Вечерку» отметить: за многие годы сотрудничества с этим поставщиком у «скорой» никогда никаких топливных проблем не было.

Ольга СВЕТОВА

Спасатели – на колесах

В истории северодвинской службы спасения бывали случаи, когда машине могло не хватить бензина, чтобы доехать до места ЧП. Тогда служба учитывала каждый километр и каждый литр бензина.

Надеемся, эти времена никогда не вернутся. Во всяком случае, во время нынешнего бензинового голодания у спасателей никаких проблем с топливом не было.

- У нас нет своего склада топлива, - комментирует начальник службы Константин Окулов, - мы просто не имеем права его содержать. Но он и не нужен. Наша техника заправляется по топливным карточкам, на которые ежемесячно поступает положенный лимит, и никаких сложностей с бензином у службы не возникало.

Виктор РЕЗАНОВ

У автобусов другое топливо

Дефицит бензина на городских АЗС серьезно встревожил горожан. Начало мая, дачный сезон – не сократится ли количество автобусных рейсов на пригородных маршрутах и не поднимется ли цена на проезд?

В пресс-службе администрации мэрии нам прокомментировали топливную ситуацию в муниципальных предприятиях:

- Никаких изменений в работе МПАТП нет. Основная масса автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах, ездит на дизельном топливе, перебоев с которым нет. Кроме того, предприятие закупает топливо, включая и бензин для автобусов ПАЗ, в достаточном количестве, и никаких перебоев с его поставками не было.

Также бензиновый дефицит никак не сказался на работе Северодвинского спецавтохозяйства и машин «Turbo», латающих городские дороги. Тяжелая техника работает на дизельном топливе и от очередей на АЗС не зависит.

Эдуард СОКОЛОВ

Такси возили по прежней цене

Такси - сервис, который напрямую зависит от наличия бензина. Скольких горожан таксисты спасли от опоздания на работу за эти дни «кризиса», статистика умалчивает. Однако делали они это исправно, сохранив прежние цены. Таксу немного подняли разве что вольные бомбилы, но на то они и вольные.

А вот пассажиропоток, как признались нам в нескольких конторах, поднялся значительно. Особенный скачок наблюдался 28-30 апреля. Однако уже в понедельник - вторник трафик вернулся на прежний уровень.

Олег МИРНЫЙ