Вечерний Северодвинск
Номер от 5 мая 2011 г.

Александр
Сначала сократили его имя. А потом лишили отчества. «Документальная» история ветерана войны

 Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

Дольше советско-японской войны 1945 года, в которой участвовал Александр Семенович Шапиро, длится бой его дочери за возвращение отцу отчества, а также льгот и завоеванной пенсии.

ПРОШЛЫМ летом на одного ветерана войны в городе стало больше. Одиночество и болезни заставили Александра Семеновича, ему 84 года, стать северянином. Одесс-кий военный округ стал последним местом его службы, расчленение СССР сделало подданным Украины. Дочь Лариса Александровна привезла отца к себе и начала процедуру признания его полноправным гражданином РФ.

В честь десятой годовщины

О том, насколько процедура оказалась болезненной, Александр Семенович предпочитает промолчать. Он сдержан, даже строг. То, что в умении сохранять достоинство заслуга не только выправки советского офицера, подтверждают красивые портреты его родителей. Мама с отличием окончила институт благородных девиц, выиграв в шахматы у преподавателя черчения недостающую пятерку по его предмету. Потому что только круглых отличниц брали в консерваторию. Отец – выпускник Плехановского института, член правления Внешбанка СССР до 1937-го, в котором его назвали врагом народа и через год расстреляли.

А Семен Маркович так верил в советскую власть, что придумал для младшего сына небывалое имя, отметив им десятую годовщину Октябрьской революции. Сокращенно – Дегор. Мамино мнение тоже учли и в метрику записали удлиненное, с далеко идущими последствиями: «Дегоралександр Семенович Шапиро».

Пришли и за мамой

Когда в их квартиру дома 6 на Тверском бульваре пришли за мамой («Взяли ее, как и отца, ночью, культурно, меня даже не разбудили»), Дегору было одиннадцать. От детдома спас дед, а потом тетя подхватила. А потом была Москва военного времени:

- Во время бомбежек в метро бегали прятаться. Принято было у мальчишек хвастаться храбростью. Обязательно кто-нибудь скажет: «А я дома был». А у самого сзади на штанах полосы от рельс…

В армию призвали в 44-м. 11 ноября отбыл Дегор в Иркутское авиатехническое училище, а через несколько дней в Москву из мордовских лагерей вернулась мама, тайком, потому что освобожденные вдовы «врагов» считались еще недовоспитанными для жизни в столицах.

Увидит Бэлла Израилевна своего сына только через девять лет, уже офицером военно-транспортной авиации, уже мужем и отцом.

Как не стало Дегора

«Это что такое?! Два имени нельзя, мы не турки», - возмутился иркутский энкавэдэшник, глянув документы новобранца, и вычеркнул из имени революционную приставку. С того дня во всех документах, военных и гражданских, значится: «Александр Семенович Шапиро». Во всех, кроме свидетельства о рождении.

В мирной службе у Александра Семеновича было много-много гарнизонов, поделенных на две неравных части: 18 лет на востоке и десять на западе. С Дальнего Востока его вытребовала мама. Дождавшись реабилитации, написала письмо маршалу Малиновскому - перевели поближе сына.

«Пятый пункт»

Тяжело вздохнув, перехожу к сути «документального» дела. Опустим очереди, справки, процедуру временной регистрации. Без проблем, говорит Лариса Александровна, все решилось только в военкомате: подняли документы, и к концу декабря Александр Семенович, тогда еще даже не наш гражданин, получил удостоверение ветерана Великой Отечественной войны российского образца. А единственное место, где встретили новосела города радушно, - еврейская община. «Вы почему раньше к нам не пришли?» - спросили у дочки и пригласили отца на празднование Дня Победы.

- Александр Семенович, а пятый пункт вам в службе сильно мешал?

- Когда за границу надо было лететь, меня в другие экипажи переводили или в отпуск отправляли. Разное бывало, но так, чтобы в открытую, – нет.

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

Как человека на два поделить

Все, дальше без отступлений. Согласно поручению президента, гражданство ветераны войны теперь получают по ускоренной схеме. 25 марта Лариса Александровна в северодвинском отделе УФМС увидела российский паспорт отца, в графе «отчество» которого просто ничего не было. «Шапиро Александр» - и все.

Дело в том, что приехал Александр Семенович в Россию с заграничным паспортом. А в нем, как известно, отчества не указывают. Дочка утверждает, что в Украине ее уверили: все, что не дописано, хранится в паспортном микрочипе. Если это даже и так, то без пользы. А все остальные документы, военные и гражданские, доказывающие, что у Шапиро был отец и имя свое он сыну оставил, во внимание не принимаются. Все, кроме свидетельства о рождении. Но в том-то и дело, что выдано оно на имя Дегоралександра. И перед лицом закона одна личность делится на две.

Суд обязал вернуть

«Недоделанный» паспорт Шапиро получил, знающие люди дочке подсказали: лучше так, чем вообще ничего. Но «ничего» и осталось: просто Александру ни льгот, как участнику войны и пострадавшему от репрессий, ни штампа в российский паспорт о постоянной регистрации по месту жительства не полагается. Получает Александр Семенович, как пенсионер Вооруженных сил РФ, 16 тысяч 669 рублей 12 копеек плюс тысячу за возраст – раза в три меньше положенного.

Лариса Александровна за восстановлением отчества и прав обратилась в городской суд. На первое заседание представитель миграционной службы не явился. Решение второго, от 22 апреля, обязало УФМС РФ по Архангельской области «выдать Александру Семеновичу Шапиро паспорт гражданина Российской Федерации с указанием полных сведений о личности».

За комментарием я обратилась к начальнику северодвинского отдела УФМС Татьяне Григорьевой. Не дословно, но суть ответа такова: решение будет обжаловано, специалисты паспортных дел считают его неправым, потому что «мы действуем на основании закона».

Не туда пошли?

Обнулю взаимные претензии, потому что не слышала, что и как в официальной обстановке говорили Ларисе Александровне и какими именно словами она выражала свое возмущение. Мне главное надо узнать - что делать ветерану?

Татьяна Львовна ответила: дочери Шапиро было объяснено, что надо идти в загс, менять имя и получать новое свидетельство о рождении, без «Дегора», а она зачем-то пошла в суд…

На оформление нового имени отводится месяц, если не выяснится, что «в поступивших копиях записей актов имеются несоответствия сведений…» Очень хочется оказаться неправой, но что-то мне подсказывает: в случае с Дегор-александром это запросто может выясниться.

Что на свете всех сильнее

«Мы действуем на основании закона». Когда чиновники так строго и бескомпромиссно говорят, наверное, радоваться надо: хоть где-то в чем-то порядок. Только ведь и ветерана тоже закон защищает, тоже федеральный.

Должно быть, наверное, такое ведомство, чиновники которого тоже бы боялись: «Нас с работы уволят, если гражданин (имярек) пенсию не получит». Демагогия это, конечно, с моей стороны. Но, в принципе, Федеральная миграционная служба так же считает, только другими словами: «Хочется верить в устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей». Эти слова, а следом еще более трогательные, про долг перед защитниками Отечества, размещены на официальном сайте ФМС. Под гордой информацией о том, как в Новгороде решительно и быстро оформили гражданство ветерану войны – украинской бабушке, у которой свидетельство о рождении и паспорт тоже не совпадали, в датах рождения. Возможны, значит, исключения.

Дождаться и пережить

Скрывали, сколько могли, родные от Александра Семеновича подробности этой некрасиво-законной истории – один инсульт у него уже был. Но он добился правды и теперь тоже пытается скрыть, как на самом деле расстроен: «Цирк, конечно, но теперь все будет как надо. Суд ведь решил…»

- Он очень переживает. Но только два раза слезы на его глазах видела, - говорит дочь, - когда в Домодедово взрыв был и в Минске.

Я от души желаю Александру Семеновичу дождаться светлого дня, когда все встанет на свои места, и пережить его. И чтобы помощь докторов до этого не понадобилась. Ведь ему еще не сказали, что медицинский полис уже получен, а в нем записано: Шапиро Александр, пол - женский, место жительства - БОМЖ.

Ольга ЛАРИОНОВА