Вечерний Северодвинск
Номер от 28 апреля 2011 г.

Откуда у русских креольская грусть?
Концерт Сезарии Эворы в Архангельске стал настоящим событием

 Фото с сайта afisha.ru
Фото с сайта afisha.ru

Я не знаю португальского языка, а уж тем более его кабовердийского креольского диалекта, как, думаю, и те сотни зрителей, что собрались 12 апреля в Архангельском театре драмы. Но теперь я знаю, о чем поет Сезария Эвора – босоногая дива, «бабушка мира», как называют ее поклонники. Не нужно знать язык, чтобы прочувствовать эту светлую тоску по родине, которой наполнены ее песни.

Любовь России к пожилой полуслепой чернокожей грузной женщине объяснима – у нас давно уже отобрали эту самую светлую тоску, превратив народные песни в блатняк, пусть и замаскировав его красивым французским словом «шансон». Да и настоящих женщин на эстраде практически не осталось – те ровесницы Сезарии, что еще находят в себе силы петь, уже давно смирились со странной русской модой и изо всех сил пытаются вернуть себе утраченную молодость. И вот среди этих бледнокожих силиконовых кукол в коротких юбочках появляется она – шикарная черноглазая старушка. Медленно шаркает босыми ногами по сцене, немного переваливаясь на ходу. Такая родная каждому в своей длинной цветастой юбке и кофте-размахайке. Садится за стол, теребит пачку сигарет и начинает петь. О любви, о родине, о море – о том, что так близко каждому. Бабушка мира с Островов Зеленого мыса.

- Что же вы не танцуете? – удивленно спрашивает она на креольском, но перевода не нужно – тут же зал встает. Весь. Вы понимаете? Весь. И когда пронеслись под высоким потолком концертного зала эти волшебные два часа, не осталось ни одного сидящего в кресле. Ни одного, кто бы не аплодировал в такт музыке. Ни одного, кто бы не улыбался чуть наивной счастливой улыбкой. Ни одного. И даже слепой бэк-вокалист, казалось, был счастливей любого из тех, кто остался за пределами театра.

А она рассмеялась, медленно прошаркала к краю сцены, чтобы взять букеты из рук поклонников, помахала рукой на прощанье и исчезла за кулисами, чтобы отправиться со своими песнями дальше по миру. Ей не нужны слава или богатство – практически все заработанные деньги она отдает в бюджет родной страны, оплачивая всю систему начального образования. Просто если не будет петь она, то кто же расскажет нам о любви?

Ирина КАЛАЧЕВА