Вечерний Северодвинск
Номер от 7 апреля 2011 г.

«Первый штрих» не комом
Старшеклассники рассказывают о взрослых, которые рядом. Прислушайтесь!

Все хорошее у них еще впереди... Фото Владимира Ларионова
Все хорошее у них еще впереди... Фото Владимира Ларионова

Несколько десятков работ прислали ребята на областной конкурс журналистских работ «Первый штрих». Много было действительно замечательных материалов, таких, что радуется журналистская душа – растет достойная смена. Да что вам рассказывать? Читайте сами!

Хрупкая, сильная, строгая, добрая

Маргарита Левинская – главный балетмейстер хореографической студии «Арабеск», преподаватель высшей категории, заслуженный работник культуры Российской Федерации! Длинное, официальное звание и… хрупкая, стройная, добрая женщина.

Мое знакомство с любимым теперь преподавателем состоялось двенадцать лет назад – мама привела во Дворец культуры на Яграх, чтобы записать в танцевальный кружок. Стройная женщина в длинной с узорами юбке, с добрыми, но в то же время строгими глазами стала проверять гибкость: «Подъемы гнутся, пластичность будет – берем!»

Начались занятия, трудные и тяжелые - попробуйте сами в шесть лет больше двух часов простоять у станка!

- Тянем колени, девочки, тянем! Буду бить по коленям, если тянуть не будете! – пугала балетмейстер. Многим девочкам такое отношение не нравилось, они не выдержали физических нагрузок и ушли. Остались сильные и выносливые.

Трудолюбие, упрямство, усердие – вот что воспитывала во мне Маргарита Вячеславовна. Чтобы прийти на занятие не вовремя и без формы? Никогда. Чтобы заниматься вполсилы, не выучить партию в танце? Никогда.

Маргарита Вячеславовна ставила меня в пример, я была солисткой во многих танцах. Только я знала, куда она кладет очки, какая мелодия стоит на звонке ее мобильного и во сколько за ней приезжает муж. Я помогала придумывать постановки, часто оставалась на индивидуальные занятия. Тогда до аттестата оставалось восемь лет. Сейчас – каких-то полгода.

Для нас, девочек из хорео-графической студии, Маргарита Вячеславовна словно вторая мама, она наш лучший друг и мудрый советчик. Этим летом мы ездили с ней на конкурс в Болгарию. Каждое утро она была той строгой женщиной из моего детства:

- Девочки, на зарядку! Не идете сейчас – будете в жару заниматься! – строго говорила она. А вечером перед нами стоял наш добрый дорогой друг:

- Пойдемте на ночное купание? Все вместе, все группой – на море? Пойдемте?

Однажды вечером Маргарита Вячеславовна потеряла любимую цепочку. На следующий день мы собрали деньги и купили красивую подвеску и цепочку. Неожиданным для педагога был наш визит в час ночи к ней в комнату. Мы спели песню собственного сочинения, преподнесли наш подарок. Впервые в ту ночь мы увидели слезы Маргариты Вячеславовны. Она плакала и говорила:

- Вы же знаете, я вас очень люблю! Но на занятиях ругать буду, только не обижайтесь! Ругать буду, буду, буду…

Да разве можно обижаться на эту хрупкую и сильную женщину с добрыми и строгими глазами?

Полина АФАНАСОВА, школа №24, Северодвинск

О родине. Детство моей мамы

Жаркое лето 2010-го я провела на своей малой родине – в селе Емецк. Здесь по небу плывут пухлые облака, поминутно меняя очертания. Дрожит над лесом знойное марево, в воздухе пахнет гарью, и мы купаемся с раннего утра до позднего вечера в реке Емце. Хороша водица для жаркого июля!

Моя мама, Светлана Альбертовна, рассказала много интересного о своем детстве. Ее рассказы я и записала для вас.

«Почти все летние каникулы я проводила у родителей моего отца в Емецке. Жили мы в двухэтажном многоквартирном доме, в двух небольших комнатках, одна из которой служила и кухней, и прихожей. Уже потом, повзрослев, я узнала, что именно в этой квартире жила семья Рубцовых.

В этом доме жило много детей, я дружила со всеми – вместе мы играли, бегали встречать пароходы на пристань, в их буфетах покупали лимонад и городские сладости. «Степан Разин» и «Калаяев» ходили тогда в Емецк, извещая о своем прибытии долгим гудком. Сообщение тогда с селом было только самолетами и пароходами. Это сейчас через Емецк проходит автомагистраль Архангельск - Москва. Да и река не является уже препятствием – раньше по ней ходил могучий паром, перевозя с одного берега на другой транспорт, а сейчас мост, о котором мечтали емчане, соединил два берега.

В старой пекарне до сих пор пекут хлеб. Я помню, как, гуляя с дедом за ручку, мы часто заходили туда – дед мог позволить себе пропустить рюмочку-другую за беседой с кочегаром, а я наслаждалась теплом котельни и свежим угощением – только что выпеченным хлебом.

Нет, наверное, такого уголка в деревне, где бы мы ни бывали, нет места на реке, где бы мы ни сидели с удочками. Купаться одним нам запрещалось, а вот сидеть на берегу и любоваться речкой можно было сколько угодно. Любоваться ее изысканной извилистостью, похожей на голубую ленту, которую так и хотелось взять рукой и вплести в косу».

Анастасия ЧЕРНЕНКО, школа №24, Северодвинск

О жизни. Два урока на одну тему

«Вечером 30 сентября 2009-го в Архангельске произошел несчастный случай – с крыши девятиэтажного дома прыгнул подросток. Экстренные службы были на месте в считанные минуты, но этого времени оказалось достаточно для смертельного шага – к их приезду юноша уже лежал на асфальте. На крыше девятиэтажки был найден его рюкзак, рядом – пустые бутылки пива… Погибшему подростку было 15 лет».

Я хорошо помню – начало учебного года, я пошла в 9 класс. Тогда учителя говорили нам лишь об экзаменах. Но потом произошла эта страшная трагедия и новость потрясла весь город. Однажды наша учительница завела на эту тему разговор. Она говорила, что мы слишком глупы и слишком малы, чтобы сводить счеты с жизнью. В общем, она говорила так, как говорят все взрослые.

Я не любитель спорить с учителями. Я всегда их уважала и слушала, ведь они все же прожили намного больше, чем я. Но в тот момент я задумалась, а почему взрослые никогда не слушают, о чем говорят дети? Почему они считают, что у детей не может быть никакого жизненного опыта? Они не могут или же не хотят встать на наше место и понять нас, хотя сами когда-то проходили через подростковые проблемы. Слова нашей учительницы сводились к шаблонным фразам о суициде. Мы их даже не восприняли, просто лишний раз прослушали лекцию о том, что у нас еще все впереди.

В этот же день у нас был урок литературы. Кто-то из одноклассников и там начал разговор о поступке пятнадцатилетнего мальчика. Учитель – Елена Сергеевна – добрейший и понимающий человек, каким-то образом нашла нужные и правильные слова:

- Я сомневаюсь, что в тяжелые моменты своей жизни подростки могут думать о будущем. Вам кажется, что жизнь закончена и что в ней нет уже смыла, хотя на самом деле все еще впереди.

Она говорила о том, что несчастная любовь сейчас – это еще не последняя любовь в жизни, что когда-нибудь каждый из нас будет по-настоящему любить и любим, заведет счастливую семью, устроится на хорошую работу. О том, что только от нас зависит степень нашего счастья. Что свести счеты с жизнью в таком возрасте, значит, лишить себя очень многого. Например, лишить себя возможности смотреть, как растет твой ребенок – маленькая жизнь, которая появилась благодаря тебе. Лишить себя возможности развиваться и познавать новые интересные вещи, находить ответы на вопросы, знакомиться с новыми людьми, заботиться о родителях в старости.

Жизнь – это огромное счастье, и нужно прожить ее с пользой для самого себя и для окружающих. Вот такие мысли донесла до меня и моих одноклассников Елена Сергеевна. Я не знаю, как к этому разговору отнеслись мои товарищи, но на меня он очень сильно повлиял. Я никогда не будут уходить от сложных жизненных ситуаций при помощи суицида. Тот день, те слова учителя сделали меня капельку умнее и взрослее.

Екатерина МЕДВЕДЕВА, 10 класс