Вечерний Северодвинск
Номер от 31 марта 2011 г.

В первый класс – как в институт
Примерно так сейчас поступают в школу

 Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

«Ситуация такая – мой ребенок ходит на подготовительные курсы в первую школу. Для того чтобы в нее пойти с 1 сентября, надо 1 апреля писать заявление. Желающих порядка 160 человек, взять могут только 100. Некоторые родители хотят занять очередь с ночи, некоторые составляют списки очередности, администрация боится, что первого числа родители разнесут школу. Меня эта дикость удивляет».

Письмо, которое прислали в редакцию, было с подписью, но автор его пожелала остаться неизвестной. «У меня же ребенок в эту школу пойдет», - пояснила взволнованная мама.

- Чего боится эта женщина? – удивленно развел руками начальник управления образования Сергей Григорьевич Попа. – Никто не может повлиять на то, попадет ее ребенок в школу или нет. Правила приема в первый класс – это официальный документ, с которым каждый родитель может ознакомиться. Схема зачисления следующая: с 1 апреля до конца августа все школы принимают заявления родителей. Списки классов формируются так: в первую очередь в них заносят ребят, которые живут в районе школы, территориальный признак актуален даже для лицея и гимназий. Затем приоритет у ребят, имеющих старших братьев или сестер, которые уже обучаются в этой школе, вне зависимости от того, проживает семья в этом районе или нет. Для кадетской школы (бывшая школа №10) есть еще несколько категорий ребят, которых возьмут в первый класс в первую очередь: дети военнослужащих, первоклассники из многодетных семей. И лишь затем в классы зачисляют остальных ребят. Причем делают это строго по очереди, которую определит дата и время подачи заявления.

- А подготовительные курсы как влияют на поступление?

- Никак совершенно. Платные или бесплатные – неважно. Как сейчас, в соответствии с правилами, нельзя зачислять в школу или отказывать в этом, проводя собеседования или какие-нибудь экзамены. Не знаю, хорошо это или плохо. С одной стороны, хотелось бы в специализированные школы набирать уже подготовленных ребят, а с другой - нельзя нарушать право родителей на выбор учебного заведения. В общем, никаких списков потенциальных учеников до

1 апреля быть не может.

- А как же те списки, что ведут родители из первой школы? Я была там за неделю до момента подачи заявлений и видела, как активные родители действительно составляли эти списки. Словно вернулись те советские дефицитные времена…

Как я уже сказал, мы не можем повлиять на процесс зачисления, поэтому если родители как-то организовываются сами – это хорошо. Тут поможем: и парты выделим, и помещение предоставим. Вот только юридической силы такие списки не имеют совершенно. Никто не гарантирует, что утром 1 апреля не придет какой-нибудь родитель и не начнет вести свой список…

- Хорошо, а чем помочь вы сможете?

- Информацией. Любому родителю покажут положение о правилах зачисления. Когда списки будут сформированы, и мы, и прокуратура, и любой родитель может проверить, насколько правильно они составлены. И получить полный отчет, почему вот именно этот ребенок зачислен первым, а этот не попал в список. Так что никто – ни директор школы, ни даже я – не возьмет на себя смелость добавить в список какого-нибудь протеже. Чувствую, 1 апреля директорам школ будет не до шуток, и многие из них попросятся в этот день в отгул, ведь родителям не объяснить, что бесполезно просить директора об отступлении от правил.

- И кому из директоров придется сложнее всего?

- Конечно, руководителям гимназий и школ с углубленным изучением предметов. Вот, например, в восьмой гимназии желающих попасть в первый класс почти в два раза больше, чем количество мест. В кадет­ской школе ситуация непростая, потому как они первый раз будут проводить набор в новом статусе. Ягринская гимназия уже привыкла к наплыву ребят, поэтому система набора отработана. А вот первой школе сложнее всего – здесь идет всего второй набор. Думаем, раз уж к вам такие письма приходят, мы постараемся в пятницу отправить туда наблюдателя от управления образования.

- Сергей Григорьевич, а вас не удивляет такой ажиотаж именно вокруг первой школы?

- Нет, не удивляет. Школа только что отремонтирована, состояние отличное, учебная программа хорошая. Вот только я бы советовал (и всегда советую каждому, кто ко мне обращается) выбирать не школу, а учителя. Учителя начальных классов у нас везде хорошие, тут главное – выбрать такого педагога, который бы привил любовь к учебе. Если есть мечты о гимназии, их можно воплотить и после начальной школы – там как раз идет естественная миграция, освобождаются места, так что, если стало очевидно, что ребенок гуманитарий, можно перевестись.

- Многие родители не думают об учебной программе. Они просто сравнивают – вот есть седьмая школа, которая давно нуждается в ремонте, а вот рядом – новенькая первая. Вот есть городская гимназия с обновленным фасадом, пусть даже только с одной стороны, а вот рядом – девятая…

- Да, это наша проблема. Тем, кто на ремонт смотрит, сразу скажу: управление образования поставило перед собой задачу привести все школы в такое же ухоженное состояние, как первая и та же Ягринская гимназия. Конечно, не год и не два на это потребуется, но вот сейчас мы готовим программу проведения капремонта и облагораживания всех пришкольных территорий. Планируем отреставрировать заборы, выделить средства на ремонт кровли, освещения и систем отопления. Те работы, которые мы будем проводить, возможно, не так заметны и эффектны, как результат работы в первой школе, но не менее затратны и нужны. Вот, например, в 10-ю школу уже очень приятно зайти! Честно скажу, фасады сейчас отремонтировать мы не сможем, но зато крыши приведем в порядок. А набор оборудования во всех школах примерно одинаковый – те же интерактивные доски и современные компьютеры есть не только в гимназиях.

- Сергей Григорьевич, что управление образования готово сделать для того, чтобы с каждым годом ажиотаж перед зачислением ребенка в первый класс спадал? Сегодня к этому относятся практически как к поступлению в вуз…

- Нужны еще две-три школы первой ступени, как первая школа. Тогда мы сможем разгрузить профильные школы, и у них будет больше возможности для того, чтобы работать со старшеклассниками. Например, очень бы хотелось вынести за здание 27-й школы ее начальные классы. Раз есть задача – будем решать.

Ирина КАЛАЧЕВА