Вечерний Северодвинск
Номер от 10 марта 2011 г.

А бананов нема
Северодвинцев ждет повышение стоимости проезда, а работников ПАТП – новый директор

 Тяжкая дума руководителя. Фото Елены Огородниковой
Тяжкая дума руководителя. Фото Елены Огородниковой

Естественно, такое мероприятие не обошлось без подробного доклада профсоюзного лидера Павла Воробья, из которого явствует, что практически все показатели 2010 года лучше предыдущего. Меньше стало ДТП и аварий, нарушений Правил дорожного движения и несчастных случаев на производстве. Даже болеть на предприятии стали реже.

ПРОФСОЮЗ вовсю старается, чтобы жилось коллективу как в лучшие времена. Тут вам и новогодние утренники, и вечера, концерт на 8 Марта, коллективные выезды на рыбалку, по грибы и ягоды, поездки в Сийский монастырь, Кенозерье и Малые Корелы. Ветераны не забыты, стенная фотогазета выходит ежемесячно. Даже состояние общественного погреба у профсоюза на контроле. Вот разве что физкультура отчет Павла Федоровича портит – не провели нынче на ПАТП традиционную спартакиаду в полном объеме.

Но есть в отчете и другие цифры и факты. На предприятии сегодня работает более 600 человек, из них молодежи до 30 лет всего 85. Средний возраст работников более 40 лет. За год уволены 297, причем уходят не худшие и в основном молодые работники. Вновь приняты 309 человек. Текучесть кадров составляет 50 процентов, и это кондукторы, водители и ремонтники. «Иногда приходишь из отпуска и людей не узнаешь», - так описал кадровую ситуацию один из водителей.

Да, работа тяжелая, да, не всякий выдержит такой режим. Но главное – зарплата. Здесь уже стали забывать про выплаты за выслугу лет и тринадцатую зарплату. И даже с переработкой (в нарушение Трудового кодекса!), когда в среднем водители работают больше положенного по 23 часа, а кондукторы по 31 часу ежемесячно, заработки работников ПАТП не впечатляют. У водителей автобусов в 2010 году средняя зарплата составила 20761 рубль, у кондукторов – 14891 рубль, управленцев – 13373 рубля. В среднем по предприятию – 15846 рублей. Не разгуляешься!

Кто виноват и что делать

Увеличение заработной платы - самый больной вопрос. И если, по мнению Юрия Широкого, до ноября прошлого года ситуация на пассажирском предприятии была близка к стабильной, то декабрь, январь и февраль здесь «отработали в минус». Минус серьезный – 15 миллионов рублей. Резкое подорожание топлива в конце прошлого года привело к дополнительным расходам порядка 3–3,5 миллиона рублей в месяц.

Кроме того, с января 2011 года единый социальный налог вырос с 24 до 36 процентов – это еще 900 тысяч рублей в месяц дополнительных расходов. На 300 тысяч рублей в месяц подросли коммунальные платежи. Солидные долги накопились и за прошлые годы.

Первое, что приходит на ум, – повышение стоимости проезда. Экономически обоснованный тариф, по мнению экономистов ПАТП, – 22 рубля. Однако новый, утвержденный в областной администрации тариф составит 16 рублей (скорее всего, новая цена проезда начнет действовать с 1 апреля). Повышение стоимости проезда на 2 рубля даст дополнительно 3 миллиона рублей в месяц – как раз столько, чтобы не иметь долгов за горючее, но не более. Юрий Широкий уверен, что это повышение в первую очередь аукнется самому предприятию, поскольку «идти путем постоянного увеличения тарифа – это путь в никуда».

Предприятию очень нужны новые автобусы и совершенно не нужны конкуренты–«нелегалы». И кроме как на администрацию города, рассчитывать больше не на кого.

Заместитель мэра по городскому хозяйству Бизюков признал, что борьба с нелегалами, из-за которых предприятие недополучает 30 процентов доходов, ведется неэффективно. Но заверил, что резервы есть, пообещал изменить подходы и тактику и дать результат - положительный и эффективный. Кроме того, он пообещал выкупить у предпринимателя автобусы, которые сейчас ПАТП арендует за 27 миллионов рублей в год. А также выделить из бюджета 25 миллионов рублей на погашение банковского кредита.

«Помогаем вам, чем можем, и даже больше», - разоткровенничался Александр Викторович. Если бы не отцовские чувства, которые мэрия испытывает к своему детищу, то чиновники давно бы выставили счет в 64 миллиона рублей – столько накапало штрафа за невыполнение пунктов муниципального контракта, например, за несоблюдение интервалов движения.

И будь что будет

Коллектив озабочен ситуацией на предприятии. Если Юрий Широкий написал заявление об уходе, то кто будет директором? Заместитель мэра назвал имя только одного из претендентов на эту должность - Таратун Валерий Ильич, заместитель директора МПАТП по экономике, и, судя по реакции собравшихся, коллектив не против этой кандидатуры. Как долго он продержится? Неизвестно. Как неизвестно и то, что будет с предприятием, а значит, и с коллективом.

Не добавляют работникам оптимизма и разговоры о том, что в комитете ЖКХ существует некий вариант «оздоровления» ПАТП: оставить пяток основных маршрутов, уменьшить до размеров грецкого ореха территорию предприятия и серьезно сократить работников. Какая тут может быть уверенность в завтрашнем дне?

А у горожан свои резоны: какими бы патриотами муниципального транспорта они ни были, главное, чего они хотят - это хорошее обслуживание, комфорт, сохранение льгот и категорически не хотят повышения стоимости проезда, долгого ожидания на остановках и езды в переполненных автобусах.

Елена ОГОРОДНИКОВА

Дмитрий, водитель:

- Конюх лошади никогда не нравился. Когда снимали Неумывако, кричали, что он все развалил, обещали, что наступят новые времена, будут новые решения, новые люди и у нас тут все зацветет на предприятии и бананы будут расти. Пришло новое руководство, и мне оно не очень понравилось, первое впечатление было нехорошее, что было, то было.

Но в течение года мы работали, спорили, приходили к какому-то мнению, и только сработались с руководителем предприятия, нашли общий язык, появилась какая-то надежда, движение вперед. И сегодня, когда мы знаем, что директор ПАТП написал заявление на увольнение, коллектив интересует вопрос, что дальше? Опять бананы будут обещать?

Юрий Широкий, до 23 марта директор ПАТП:

- Когда мэр предложил мне должность директора ПАТП, я сразу сказал, что иду для выполнения определенных задач. И я считаю, что задачи эти выполнены и необходимости моего присутствия на предприятии нет. Но мне не все равно, что будет с предприятием дальше. Действительно, работники боятся сокращений. Но мэр мне четко сказал, что пункт сокращения кадров в повестке не стоит. Это подтвердил и его зам по городскому хозяйству, и я очень надеюсь, что этот вопрос больше никогда не всплывет.

Да, я написал заявление, и 23 марта будет мой последний день работы в этой должности. Но, перестав быть директором ПАТП, я остаюсь депутатом Горсовета и гарантирую очень пристальный контроль за действиями администрации.

Не считаю свою работу здесь напрасной, но вопрос повышения заработной платы я не смог решить. Причина – отсутствие доходов. Конечно, я могу росчерком пера поднять всем зарплату на 10-15 процентов и оставить этот приказ в наследство следующему директору, и пусть у него голова болит, где каждый месяц искать дополнительно по два миллиона рублей. Но с моей стороны это был бы чистой воды популизм.

Павел Воробей, председатель профсоюзной организации ПАТП:

- Разговоры о том, чтобы сократить количество маршрутов, обслуживаемых нашим предприятием, оставив только несколько основных, ни к чему, кроме развала, не приведут. Собственник (каковым является городская администрация) не должен такое предлагать, он должен быть заинтересован в том, чтобы предприятие работало стабильно.

Сегодня, когда стоит вопрос о сохранении нашего предприятия, мы понимаем, что выдвигать какие-то новые требования в коллективном договоре нереально. Сохранить бы то, что имеем.