Типичная копенгагенская картинка. Фото Станислава Зелянина |
Храмы муз
Описывать походя, через запятую с прочим, чудесную копенгагенскую «Русалочку» или невероятный музей корабля «Васа» в Стокгольме – дело в известной степени неблагодарное. Лучше отмечу то, как организовано в тех столицах музейное дело. Скажем, в Стокгольме первое же памятное здание, которое мы увидели, - музей в бывшей обсерватории. Сам музей закрыт. Но рядом установлена не обычная памятная доска, а подробный релиз на трех языках – финском, шведском и английском. Из него понятно, по крайней мере, что перед нами за строение, каковы основные черты его истории, в чем специфика музейной экспозиции… В самих же музеях подобные релизы – у каждой витрины, экскурсовод, по сути, не нужен. Музеи – удовольствие в целом недешевое. Но, скажем, городской в Хельсинки работает вообще бесплатно. Это и естественно – город нужно показать лицом, об этом заботится муниципалитет.Понаехали? Милости просим
Гастарбайтеры и просто мигранты со всего мира – известная проблема Скандинавии. Скандинавы не скрывают, что это вызывает целый ряд проблем – социальных, экономических, криминальных. Не всех их ждет здесь удача. Довелось нам видеть в центре Стокгольма просящих милостыню инвалидов восточного типа или мигрантов, носящих рекламные плакаты… Однако для добропорядочных приезжих пути открыты. Темнокожий уборщик территории на фоне китайского ресторана – вполне типичный копенгагенский пейзаж. В сувенирных лавочках и половине продуктовых магазинов торгуют, кажется, исключительно мигранты. А в национальном музее Хельсинки мы увидели такую картину: групповая экскурсия из темнокожих посетителей, одетых бедно, но аккуратно, слушает неторопливый, со многими повторами рассказ по-фински. Все правильно: хочешь жить в европейском обществе – будь добр знать его историю, культуру. Знать и уважать.Что почем
Как же за границей, так сказать, без шоппинга? Для россиянина, конечно, многое «кусается». Призадумаешься, так ли нужна нам, рядовым гражданам России, ВТО и единые с ней правила ценообразования. Вот, допустим, топливо. В Хельсинки на одной из станций: 1,514 евро – за литр 95-го, 1,56 евро за литр 98-го бензина, 1,3 – за литр дизельного топлива. И продовольствие довольно дорого. Особенно неприятно поразили в Хельсинки 450-граммовая буханка хлеба за евро с лишним и 125-граммовая баночка шпрот за 1,4 евро – 250 граммов, стало быть, обойдутся более чем в 110 рублей. Но, во-первых, опытные товарищи говорят мне, что нам попадались недешевые магазины, а так все основное не дороже, чем у нас. Во-вторых, даже в недешевых местах фрукты, скажем, несколько дешевле, чем в Северодвинске, – килограмм хороших яблок предлагают на наши деньги рублей за 55. Отдельной темой могли бы стать скидки. На одежду они, по крайней мере в январе, сплошь и рядом достигают 70 процентов, и многие виды очень добротных нарядов можно купить существенно дешевле, чем в России. И конечно, множество скидок на продукты. На что ни посмотри: бутылка минералки в нашей гостинице стоит 16 датских крон, а две – только 25; какие-нибудь два банана в стокгольм¬ском магазине сети «7-Eleven» - 12 шведских крон, а три – уже только 17; шоколадка в Хельсинки – евро, а три таких – только два с половиной. Зарплаты и пособия скандинавские с российскими, думаю, нет надобности сравнивать. Еще один штрих: на всех ценниках расфасовки – две цены: за упаковку и за килограмм. «Сникерс» и тот посчитан не только в граммах! Удобно и честно. Тут уж не слукавишь, как делают порой у нас с 800-граммовыми пачками крупы.Стокгольм. Музей в бывшей обсерватории. Рядом не памятная доска, а целый пресс-релиз. Фото Станислава Зелянина |
…Водитель – друг пешехода
На дорогах в западных столицах меня удивило даже не качество полотна, а само уличное движение. Поразительного для нас там немало. Вот, скажем, Хельсинки. Подхожу к пешеходному переходу – меня встречает красный свет светофора. Естественно, я, законопо¬слушный россиянин, останавливаюсь в шаге от проезжей части. Но машины, которым открыта зеленая улица, стоят – пропускают меня! Осознав это, опрометью перебегаю дорогу. Ладно, думаю, чудаки-люди попались. Но через час в другом месте – то же самое! При этом и светофоры в центре Хельсинки встречаются куда чаще, чем в Северо¬двинске и Архангельске, и машин в столице с 600 тысячами жителей ну никак не меньше, чем у нас, и дороги отнюдь не везде четырех- и восьмиполосные. А пешеходов пропускают. И пробок нет. Самые страшные – минут на 15-20. Но это – очень редко. Полумиллионный Копенгаген поражает обилием велосипедов. Всюду для них специальные дорожки. Впрочем, на многих улицах можно встретить такое: по проезжей части в общем потоке едут велосипедисты, идут люди «безлошадные» и движется какая-нибудь машина – легковая или специальная, коммунальной службы. Пешеходы с легкостью переходят дорогу в «неположенном» месте, если дорога пуста! Но при этом никто никого не провоцирует, все внимательны – и, наверное, потому никому никто не мешает. И полицейские не возмущаются, сами тут же едут – верхом. В полуторамиллионном Стокгольме порядок чуть строже. Но и там светофоры на каждом шагу – с кнопками, которыми пешеход вызывает себе зеленый свет. Время реакции – секунд пять. Максимум десять. В некоторых местах есть и сенсоры, которые включают зеленый, если пешеход пересекает линию дороги. И опять же нет пробок! Парковки бич Северодвинска? Есть в тех столицах, где мы побывали, машины и у тротуара, и во дворах. Их даже много. Но «нашего» хамского отношения к пешеходам и жителям у тамошних водителей нет, машины стоят аккуратно, не загромождая проход. С другой стороны, и для водителей создана инфраструктура. Не говоря уже о гостевых стоянках, во многих жилых домах, обычных, не элитных, мы видели встроенные гаражи на первых или полуподвальных этажах…Будьте взаимно вежливы
Аккуратность и взаимное уважение проявляются во всем. Скажем, если ты в Хельсинки заказал такси на 15 часов, то оно придет даже не к 15, а минут на 20 раньше. И будет ждать, а счетчик заработает лишь с того момента, когда клиент сядет в машину или начнет грузить вещи. Само собой, водители прекрасно знают город, а если какие-то уголки им неизвестны, то они получат информацию тут же по своим каналам, практически не тревожа пассажира. Машины оснащены всем необходимым и для связи, и, скажем, для расчета пластиковой картой. А уж курящий за рулем водитель скандинаву, наверное, и в кошмаре не приснится. О чистоте в салоне, исправности ремней безопасности и прочих мелочах и говорить нечего. Конечно, за такой сервис стоит платить. Как часы работают и более демократичные виды транспорта – автобусы, трамваи, метро… Впрочем, не как часы, а именно как городской транспорт при нормальной его организации. В том же Хельсинки на каждой остановке – расписание движения. Распечатку можно бесплатно взять в автобусе. Соблюдается с точностью до минуты. А еще меня покорило, что в первый раз в жизни меня назвали сэром. В самолете. Когда попросили убрать сумку с колен на пол. У нас-то обычно без сэров обходятся. Задерганная бортпроводница в родной «Аннушке» кричала: «Чьи это сумки?!» Если серьезно, то есть в заморском меде и ложка дегтя. Интервал движения тех же хельсинкских автобусов не маленький – например, от 10 до 20 минут на маршруте №20, связывающем центр с пригородом, где мы жили. И все же, все же… На улицах западных городов мы ежеминутно видели настоящий порядок – без вылизывания, без всяких «акций» и без множества бессмысленных ограничений. Очевидно, есть и сложная система правил, и выработанный механизм их исполнения и контроля. Однако простому российскому гражданину видна только взаимная вежливость и предупредительность – больше ничего. Может быть, и нам следует перенять это с Запада? Или попытаться, по крайней мере…Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта