Вечерний Северодвинск
Номер от 3 февраля 2011 г.

Тарифы: растем, вас не спросим
Голосуй не голосуй – получится как всегда

 Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

Полномочия по установлению тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг официально переданы регионам, и теперь над новыми расценками и нормами колдуют областные министерства.

С ЦЕНАМИ на газ, электроэнергию, воду и тепло все понятно – раз было кем надо объявлено: повышать не более чем на 15 процентов, значит, так тому и быть. И не дай бог, грозно хмурит брови Илья Михальчук, если в какой-то квитанции какой-нибудь глава муниципального образования, который лично должен «осуществлять оперативный контроль за законностью начислений», просмотрит «факт злоупотреблений».

Чем выше, тем дороже

Одновременно с повышением тарифов на отопление – самое дорогое коммунальное удовольствие - областная власть изменила и его нормативы. Если раньше этот показатель был единым для всех, то теперь появилось шесть нормативов и плата за тепло зависит от этажности дома: каждому этажу свой норматив. Удивительно, но самые дорогие батареи теперь находятся в девятиэтажных (и выше) и одноэтажных домах – с учетом норматива 34,5 рубля с квадратного метра. В домах с пятью этажами – 32,7 рубля. И это при том, что содержание высоток обходится дешевле, чем обычных пятиэтажек.

Жилищники разводят руками: трудно объяснить жителям девятиэтажек, почему они должны платить больше, когда сам не понимаешь, с чем это связано. Зато жители деревянных домов, где вполне оправданно могли быть (и ожидались!) самые высокие нормативы на отопление, могут спать спокойно.

А чего церемониться?

Отныне только плата за обслуживание жилья для нанимателей - самая обсуждаемая и критикуемая коммунальная услуга - рассчитывается и утверждается городской властью. В 2011 году повышение тарифа на этот вид коммунальных услуг составило в среднем 12,3 процента. Но сколько бы ни повторяли чиновники, что любая утвержденная ими цифра является обязательной только для нанимателей, а собственники должны на общем собрании решить, принимать новый тариф или не принимать, на практике получается совсем иная картина. Начнем с того, что проведение собраний для многих жилищных контор всего лишь нудная обязаловка, требующая к тому же времени и нервов. И, как правило, заморачиваться с очной формой проведения оных, когда приходится выслушивать обиженных жильцов и объясняться с недовольными, мало кто из руководителей управляющих компаний желает. Исключение из этого правила разве что Ольга Варзунова, которой хватает и опыта, и хватки, и политической закалки, и просто бойцовских качеств, чтобы утихомирить собравшихся «очно» жильцов и добиться нужного результата.

Остальные пускают по домам бегунков с листочками для заочного голосования. И иногда, по забывчивости, а может, в силу большой занятости, о том, что пусть для проформы, но собрание провести все же надо, вспоминают уже после того, как раздали жильцам квитанции с новыми расценками.

Можно и не бегать, а просто повесить в самом темном углу подъезда объявление: для участия в собрании приходите с 9 до 17 (минус обед) в кабинет такой-то за бланками, поставьте галочки и верните бланки с 9 до 17 (минус обед) в кабинет такой-то. А теперь представьте себе картину: у указанного в объявлении кабинета выстроилась очередь из желающих проголосовать за повышение тарифов. Не получается? То-то! А вашей управляющей компании глубоко фиолетово, как вы проголосуете или не проголосуете.

Вас не спросили!

Если вы отказались участвовать в голосовании и собрание будет признано несостоявшимся, в силу вступает пункт договора, который гласит, что в этом случае автоматически принимается тариф, утвержденный постановлением мэра. Кстати, не поленитесь, почитайте свой договор, в нем могли написать, что новые тарифы вступают в силу и без всяких собраний! Если же вы, ваши соседи, а с ними и подавляющее большинство собственников вашего дома проявили принципиальность и не поленились сходить и проголосовать против повышения, вынуждена вас разочаровать: результат будет тот же. Где же логика, спросите вы? Ведь если не приняты новые расценки, значит, должны остаться старые?

- Ничего подобного, все будет как мэр подписал, - уверенно заявляет руководитель ЖКХ Ольга Варзунова и честно признается: - Спасибо Жилищному кодексу – он нас подстраховал. Инфляцию еще никто не отменял, а за бесплатно мы работать не можем.

А кто обещал, что с принятием Жилищного кодекса в жилищно-коммунальной сфере будет все логично? Вот и выходит: голосуй не голосуй - все равно получится как всегда.

Елена ОГОРОДНИКОВА

Марина Николаевна:

- Лично я уже перестала удивляться бесконечному росту тарифов. Еще совсем недавно за свои две комнаты в общежитии блочного типа мне приходилось платить около трех тысяч рублей. Сейчас же уходит почти пять тысяч.

Светлана Николаевна:

- Об изменениях я, конечно, слышала, однако в подробности пока не вникала. Понятно дело, что стали только больше, но вот насколько именно, не знаю. Пока могу лишь сказать, что на пару десятков рублей выросла плата за содержание домофона.

Олег Леонидович:

- Честно говоря, не я обычно занимаюсь оплатой квитков, но знаю от супруги, что за последний месяц придется платить больше. И это при том, что и прежде на оплату коммунальных услуг уходила значительная часть семейного бюджета.

Андрей Коробов:

- Да, знаю, что платить придется больше, правда, пока не знаю насколько. Удивляться, конечно, этому можно сколь угодно долго. Если я не ошибаюсь, цены на нефтепродукты растут медленнее, нежели стоимость услуг, зависящих от этого. Парадокс.

Валентина Леонидовна:

- За декабрь, без учета платежей за горячую воду и теплоснабжение, мне насчитали 2600. За январь, опять же без «тепла», эта цифра выросла до 3222. Наряду с такими поборами, мне стояк холодной воды не могут поменять четвертый год, уж простите за ворчанье.

На вопросы о повышении тарифов и методах их исчисления отвечают начальник отдела по тарифам и ценам администрации г. Северодвинска Анатолий Головин и начальник СМУП ЖКК Ольга Варзунова.







В Архангельской области работает телефон «горячей линии» по вопросам начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги. Обо всех случаях завышенных платежей за услуги ЖКХ можно сообщить по телефону 8 (8182) 28-85-09.