Вечерний Северодвинск
Номер от 3 февраля 2011 г.

Ответственность за разнообразие
Несколько «потому что», мешающих нашему миру стать лучше

На прошлой неделе в Архангельском союзе журналистов прошел семинар «Ответственная журналистика: освещение проблем социального разнообразия». Его организаторы – союзы журналистов России, Норвегии и Международная федерация журналистов. Кроме узкопрофессиональных вопросов, есть чем поделиться с читателями.

Потому что чужой

Директор института разнообразия в СМИ Милица Пешич больше десяти лет живет и работает в Велико-британии. Родную Сербию она покинула после унижений и избиений, отказавшись стать сторонником разжигателей войны. «Ты сербка? Значит, посланец дьявола, значит, плохая», - долго в цивилизованной стране она чувствовала такое отношение к себе. И трудно, говорит Милица, было объяснить даже самым продвинутым коллегам, что на самом деле происходит на ее родине.

«Образ врага» создать несложно, примеров, как подбрасывают СМИ поленья в костер национальной вражды, и у нас немало. Призыв Милицы, знающей, что такое гражданская война, к нам, пережившим очередной теракт: не видеть врагов в соотечественниках убийц.

Потому что «не такой»

Джейн Элиот – американская учительница. Давным-давно, после убийства Мартина Лютера Кинга, она, белая женщина, провела со своими школьниками первый такой урок. Спустя много лет про этот урок, только для взрослых, был снят тридцатиминутный фильм. Смотреть его лично мне было тяжело – не переношу, когда людей унижают, даже если это всего лишь игра.

Согласных в ней участвовать поделили на голубоглазых и кареглазых. В унижениях, которые пришлось испытать первой группе, не было ничего особо страшного: просто заставили сидеть в душной комнате, где мало стульев, потом на полу. Язвительные замечания, несправедливые придирки только потому, что цвет глаз у них другой и меланина в коже меньше, доводили людей до слез. Чувство самоуважения членов другой группы поддерживалось учительницей так же старательно и необоснованно.

Болезненный урок. Урок, который лечит. У нас расизма нет. У нас много другого есть, менее порицаемого. Спросите, к примеру, инвалида, как ему живется среди тех, кто считает себя выше только потому, что судьба его уберегла от физических недостатков.

Потому что женщина

Недавно популярнейший в Великобритании спортивный комментатор в два приема обрушил свою карьеру. Во-первых, позволил себе сделать вывод, что женщины не могут быть хорошими футбольными судьями. Беседа была приватной, но, на его несчастье, микрофон оставался включенным. Во-вторых, однажды зачем-то предложил работнице телевидения закрепить микрофон ему в штанах. «Пошутил мужик», - сказали бы у нас. У них мужика уволили.

Секретарь Союза журналистов России Надежда Ажгихина рассказала о том, что удобными для их создателей были мифы, рожденные в перестроечную пору. Миф о злонамеренных западных феминистках, о том, что активная женщина для России – это тем более плохо.

Будь в парламенте страны хотя бы 30 процентов женщин, социальная политика в стране была бы другой, сказала Надежда Ильинична, представив анализ работы Госдумы. Женщины-депутаты на заседаниях не спят, реже прогуливают. И главное, при принятии социальных законов голосуют, руководствуясь здравым смыслом, даже если при этом нарушают партийную дисциплину.

И все-таки, сказала Ажгихина, большой прогресс в этом вопросе имеется. Сегодня многие готовы видеть женщину руководителем даже большой организации и даже мэром небольшого города. Признано, что наша сестра лучше распоряжается средствами. В случае если они ограниченны.

Ольга ЛАРИОНОВА