Вечерний Северодвинск
Номер от 25 ноября 2010 г.

Рукотворная Ливия
Севмаш проводил платформу «Приразломная». Но не простился с работой над проектом

 Провожал
Провожал "Приразломную" если не весь город, то весь завод - точно!

Как уже сообщалось, Севмаш завершил этап заводской постройки морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». В минувший четверг шесть мощных буксиров вывели стальную громадину с акватории верфи; заказ взял курс на Мурманск.

Там на 35-м судоремонтном заводе начнется второй этап проекта. После доставки платформы – при благоприятных погодных условиях это случится в ближайшие дни – предстоит провести балластировку 130 тысячами тонн бетона, достройку и пусконаладочные работы. Генеральным подрядчиком остается Севмаш. Первая группа его работников уже ведет в Мурманске подготовку к приему «Приразломной». А через несколько месяцев на «Приразломной» будет занято до 2500–3000 корабелов. Кстати, СРЗ-35 является филиалом другого северодвинского предприятия – «Звездочки».

 Александр Мандель: «Первая нефть будет через год!»
Александр Мандель: «Первая нефть будет через год!»

Накануне отправки платформы на вопросы журналистов ответили представители заказчика – ООО «Газпромнефтьшельф» и исполнителя заказа – Севмаша и Объединенной судостроительной корпорации. Заместитель гендиректора Севмаша Валерий Бородин пояснил причины перевода МЛСП в Мурманск: это необходимость в глубоководной – с балластом осадка объекта составит 19 метров – незамерзающей акватории. Генеральный директор «Газпромнефтьшельф» Александр Мандель заявил, что по окончании второго этапа строительства планируется установить платформу «на точке» уже летом 2011 года и начать бурение, а в четвертом квартале получить первую нефть. Но пока еще предстоит много работы, подчеркнул Александр Яковлевич.

Еще больше работы у нашего судостроения может появиться в дальнейшем – с освоением нефтегазовых богатств российского шельфа. Его потенциал оценивается в 100 млрд т условного топлива. И большая часть этого объема приходится на Арктику. Платформы, добычные суда, танкеры, ледоколы.

Но кому достанутся эти заказы, кто сможет победить в конкурсах нефтегазовых корпораций? Вице-президент ОСК Дмитрий Мироненков на вопрос «Вечерки» ответил, что на внешних тендерах корпорация будет выступать «единым фронтом» и конкуренции между предприятиями холдинга не будет. Но не будет именно на внешних тендерах, добавил топ-менеджер: в случае победы заказы распределяются внутри ОСК.

Время покажет, что более оправданно: тревога ли за будущее, которой в частных беседах делятся некоторые корабелы, или официальный оптимизм северодвинских верфей. Пока же Севмаш одержал победу. Промежуточную, но важную. Опыт 15-летней работы над «Приразломной» - опыт, позитивный и негативный - может и должен стать серьезным аргументом в борьбе за перспективные заказы.

Евгений ЗАЦЕПИН, фото Владимира Ларионова

Для справки

«Приразломная», первая в мире платформа такого типа, предназначена для разработки одноименного нефтяного месторождения в Печорском море – для круглогодичного эксплуатационного бурения, добычи, первичной обработки, хранения и отгрузки сырья на танкеры среди паковых льдов, при температуре до -50 градусов.

Основные характеристики: длина – 139, ширина – 144, высота – 141 м, размеры кессона – 126х126х24 м, масса без твердого балласта – 117 тысяч т, масса балласта – 130 тысяч т. Обеспечивается бурение и обслуживание сорока скважин. Уровень нефтедобычи – 21 тысяча кубометров в сутки. К слову, гендиректор Севмаша Николай Калистратов любит сравнивать планируемый уровень добычи на платформе с достижениями такой нефтяной державы, как Ливия: показатели сопоставимые!