Вечерний Северодвинск
Номер от 18 ноября 2010 г.

Денег нет, закона нет…
А школы, учителя и их проблемы пока еще есть

На днях услышал по радио, как премьер-министр Владимир Путин обсуждал с чиновниками и педагогами проблемы образования, побывав в одной из московских школ – 1060-й. Говорят, обычная школа, хотя и хорошая. Учителя получают в среднем 26 тысяч рублей. Всего-то, по московским меркам.

Замечательно, что чиновники проявляют такой интерес к образованию. Вот только вспоминается, что даже в День учителя в этом году, скажем, «Радио России» постоянно упоминало в новостях об этом профессиональном празднике, но ни разу не поздравило педагогов с ним. Лишь председатель Совета Федерации Сергей Миронов долго говорил о проблемах школы. В конце концов, даже современного закона «Об образовании» у нас нет – его проект до сих пор обсуждается. И, по мнению спикера Совета Федерации, проект этот не соответствует требованиям жизни.

Затем, в тот же день, услышал я и выступление министра образования и науки Андрея Фурсенко. Он говорил о том, как трудно было определить пять победителей всероссийского профессионального конкурса педагогов – обладателей приза «Хрустальный пеликан». О том, что не принят новый закон, о том, что большинство учителей, по крайней мере в провинции, получают нищенскую зарплату, о том, что школ в России с каждым годом становится все меньше, - об этом министр молчал.

А ведь даже премьер-министр России сказал накануне Дня знаний, что за последний год нецелевые расходы Министерства образования составили 460 миллиардов рублей. На эти деньги можно построить 400 школ или на 27 процентов повысить зарплату всем школьным учителям. Что такое «нецелевые расходы», Владимир Владимирович не уточнил. Но само по себе такое заявление премьер-министра должно было бы вызвать реакцию учительской общественности. Ничего подобного, однако, не произошло.

Зато сам министр Фурсенко в День знаний объявил, что в России слишком много учителей. А куда пойдут «лишние» учителя? Безработных в стране и без того 10 миллионов. Об этом не говорит господин министр. И уж конечно не вспоминает он о том, что в Советском Союзе была одна из лучших систем образования, а ныне даже МГУ и СПбГУ не входят в двадцатку, а по некоторым данным – и в сотню лучших вузов мира, зато 800 тысяч специалистов, получивших образование в СССР, работает в США. Почему так? Почему об этом не вспоминают ни министр, ни премьер, ни президент? Почему даже благоприятные для образования высказывания первых лиц государства игнорируются их же подчиненными?

Наконец, почему об этом молчат сами учителя?

В.В. ТАСКАЕВ, ветеран Великой Отечественной войны и труда,

почетный ветеран Севмаша