Вечерний Северодвинск
Номер от 18 ноября 2010 г.

Давайте говорить на русском!
Размышления после деловой поездки в Израиль

Жарким октябрьским днем вместе с коллегой Сергеем Лошкиным бредем по улицам Тель-Авива. Перед отъездом в Северодвинске мне уже доводилось соскребать лед с лобового стекла автомобиля – зима не за горами, а здесь жарит как в июле! На градуснике – за тридцать, на небе – тучки-барашки, поэтому спасаемся в тени зданий и в магазинчиках, где дуют прохладные «кондишные» ветры.

ПОЗНАКОМИЛИСЬ с коллегой недавно, но общие темы и интересы нашлись сразу. Сергей – из Нижнего Тагила, то есть быстро выяснилось, что живем в городах, которые работают на оборону страны. За разговорами не заметили, как пересекли узкую пустынную улочку.

Неожиданно к нам подходит молодая женщина и на хорошем русском предупреждает:

- Мужчины, вы сейчас перешли улицу на «красный». А у нас за это штраф – триста шекелей (порядка двух с половиной тысяч рублей. – Автор). Полицейские могут находиться рядом, поэтому берегите свои кошельки и время.

Мы не удивляемся, почему она быстро вычислила нас, а благодарим за науку и просим подсказать, где находится Дезингоф-центр. Чуть замешкавшись, она предлагает: «Пойдемте со мной».

Этот эпизод, можно сказать, типичный для нынешнего Израиля. Русскоговорящих в стране достаточно много, чтобы свободно общаться и вступать в диалоги с местными жителями. Нередко на свой плохой английский я получал предложение: «Давайте перейдем на русский». И, как правило, это хороший русский, а не набор ломаных фривольных фраз, как у продавцов-зазывал в Египте или в Турции. Правда, когда начинаешь общаться, то собеседник чаще говорит, что он приехал из Украины, Белоруссии, Молдавии, Узбекистана, а не из Москвы. Предыстории отъезда разные: это и поиски лучшей жизни, и зов предков, и «выжимание» со стороны «титульной» нации, просто объединение с родными.

Как нам рассказали экскурсоводы, за последние двадцать лет из стран бывшего СССР в Израиль прибыло миллион двести тысяч человек. Причем двести тысяч из них живут не постоянно, а уезжают в США, Россию, Европу и вновь возвращаются в Израиль. Говоря производственным языком, живут вахтовым методом.

Напомню, у истоков создания Государства Израиль стояли богатые еврейские семьи, приехавшие из России - Одессы в начале ХХ века, а СССР в 1949 году одним из первых признал это государство. В Израиле, конечно же, об этом знают и помнят.

А в общем, в области туризма мы впереди планеты всей

Ровно пять лет назад, также в составе группы редакторов, мы побывали с деловым визитом в Израиле. Это было первое знакомство со страной. В программе поездки: министерство иностранных дел, кнессет, оборонное предприятие, прием у патриарха Иерусалимского, редакция газеты «Вести». И конечно же, не могли не побывать в святых местах: храме Гроба Господня, у Стены Плача, в Назарете, омылись в водах реки Иордан. В Израиль стремятся не только паломники, но и туристы со всего мира. Как нам сказал Яков Ливне, директор Евразийского департамента министерства иностранных дел Израиля, в этом году Россия поделит с США первое место по числу туристов – шестьсот тысяч человек. А два года назад это число составляло сто пятьдесят тысяч. Динамика впечатляющая! Это, по словам чиновника, еще и результат договора между странами о безвизовом въезде россиян в Израиль. И добавил: «Ваша страна является моделью в этом плане для других стран СНГ».

Растет и товарооборот между Израилем и Россией, причем даже в оборонной промышленности. Подписан договор о поставке в Россию беспилотных самолетов на сумму в полмиллиарда долларов. Небезынтересно было узнать, что маленький Израиль с населением в двадцать раз меньше, чем в России, продает вооружений на 7 млрд долларов, а наша страна – на 8 млрд долларов.

Люди едут за надеждой

Еще перед поездкой обратил внимание, что в составе нашей делегации много сотрудников одной из городских газет. Это слегка удивило, поскольку коллектив в таких редакциях, как правило, небольшой. Получилось, что половина журналистов «рванула» на Землю обетованную. Кто же будет делать газету в их отсутствие? Ларчик открывался не так просто. В этой группе обращала на себя внимание стройная, затянутая в темное платье женщина. И не фигура тому была причиной, а лицо: всегда печальное, грустное даже в те минуты, когда мы смеялись над остротой кого-либо из коллег. Чуть позже я познакомился с ее мужем. И выяснилось, что формально они с женой никакого отношения к журналистике не имеют. Просто узнали, что кто-то из коллектива этой редакции едет в Израиль. Жена моего собеседника серьезно больна, и надежда на излечение связывалась только с врачами этой страны. Вот они и обратились в редакцию газеты с просьбой включить в свой состав их маленькую делегацию.

Коллеги пошли навстречу. Муж больной взял с собой такую сумму денег, что их хватило бы на покупку серьезного авто. Я это не к тому, что любящий супруг предпочел потратить их на здоровье своей жены, а не на обновление «коня». Просто в России они не нашли клинику, врачей, которые были готовы взяться за лечение. И виной тому не отсутствие навыков, недостаток современного оборудования. Забегу немного вперед.

В первые дни пребывания в Израиле мы потеряли эту пару из вида, поскольку считали, что они прибыли в страну и на том завершили наш совместный вояж. Однако примерно через неделю они пришли на нашу вечернюю «летучку». Женщину было не узнать, и не потому, что на ней было другое платье и простенькие туфельки. Она… улыбалась: широко, искренне, говорила теплые слова, а потом разрыдалась на плече редактора газеты. Муж произнес по-южному витиеватый тост, сказал «спасибо» нашему журналистскому сообществу и медикам Израиля. А суть тоста простая. В России их гоняли от одного специалиста к другому, из одной лечебницы в третью. Больную добивали хамство, равнодушие, мужа – необходимость давать взятки. У журналистов они увидели сострадание и желание помочь. В Израиле встретились с другим отношением к людям: приветливые медики быстро поставили диагноз и определили клинику, в которой есть все, чтобы всерьез заняться лечением.

- Оказывается, в Израиле действует система, при которой специалист, к которому ты приходишь, в случае если сам в силу разных причин не может взяться за лечение, обязан найти клинику, специализированную на излечении той или иной болезни. Эта клиника может находиться вне Израиля: в Америке, Австралии. У больниц, очевидно, есть система договоров или договоренностей, по которым они не гоняют человека по клиникам, а находят и доставляют в нужную лечебницу.

…Я не знаю, где сейчас эта пара, в каком состоянии больная. Но запомнил ее глаза: грустные, со слезами и… надеждой на исцеление. Но неужели даже за надеждой надо уезжать в другую страну?

Чтоб не глотать таблетки

Какие проблемы волнуют простых израильтян? Схожи ли они с нашими? Разобраться с этим нам помогли таксисты, продавцы небольших лавок, кафе и магазинов, пляжные посетители, благо, повторюсь, языкового барьера в Израиле преодолевать практически не приходится.

Если верить российским телеканалам, то главное для нас, телезрителей, не переставая бегать в аптеки за лекарством, пить слабительное, укрепляющее, и тогда с творческой и физической потенцией будет все нормально. В Израиле значительно проще: на экране такой рекламы практически нет, а вот люди все равно бегают. Не в аптеки, а за здоровьем. Особенно много их по утрам и вечерам, у нас такой массовой традиции, увы, нет.

В кафе на улицах пьют в основном воду и кофе, пьющих пиво, вино или что-то покрепче просто не удалось видеть.

Все пляжи в Израиле – муниципальные, то есть жители Тель-Авива могут прийти на участок пляжа рядом с отелями «Шератон», «Марина» без какого-либо пропуска или жетона. Им и в голову не приходит, что в родной стране их могут не пустить туда, где загорают и купаются иностранные гости. Ведь они-то хозяева!

Кто давно не был в Сочи – советую побывать. Скоро гражданину своей страны, решившему отдохнуть здесь «дикарем», то есть не по путевке, трудно будет найти лоскуток пляжа. От лозунга «Все вокруг народное, все вокруг мое!» мы стремительно перешли к реалиям, где царствует частное право на землю, лес, реки и моря. В Испании, Болгарии, Черногории все пляжи, как и в Израиле, муниципальные, поэтому доступны для граждан. У нас из-за обилия «лесов, полей и рек» в будущем у каждого жителя России, очевидно, будет свой кусочек рая, но в виде болота, тундры, а пока самые лакомые достаются шустрым представителям высшего света.

Это одно из первых, что бросается в глаза и наводит на размышления. А если заглянуть внутрь?

Модный приговор

Молоденькая продавщица приветливо встречает нас за прилавком небольшого бутика, где продаются мужские костюмы, рубашки, галстуки. Поскольку у девушки чистейший русский, то тут же задаем вопрос:

- Из России?

- Нет, из Белоруссии.

- Ну и как здесь себя чувствуешь?

Девушка мнется, но затем говорит, что снимает жилье, заработная плата невысокая. Что ж, в ее годы многие сверстницы в России начинают ничуть не лучше. Тут появляется хозяйка бутика и приветливо предлагает нам испить холодной воды. Затем, спросив, кто мы и откуда, произносит монолог:

- А я из Узбекистана, у нас там не дом был, а просто дворец – до сих пор снится! Но в конце восьмидесятых жить там стало невозможно, продали его за бесценок и приехали сюда.

Мы обратили внимание, что телевизор в бутике показывает российскую программу «Модный приговор».

- Да, - признается хозяйка. - До сих пор интересуемся, как там у вас живется. Смотрим российские телепрограммы.

ТВ с русским перцем

Кстати, один из каналов, который в основном мы и смотрели в гостинице, - это солянка из российских телепрограмм с добавлением своеобразного перца: комментариев ведущих, которые живут и работают в России, но которым доступ на основные российские телеканалы, очевидно, закрыт. Слушая их, размышляя, невольно приходишь к выводу: насколько интеллектуальней, интереснее было бы наше ТВ, если б гналось не только за рейтингами, которые способствуют разве что дебилизации страны.

Продолжим прогулку по улицам Тель-Авива. Конечно же, и местным жителям знакомо понятие «автомобильная пробка». Однако невольно замечаешь, что здесь значительно меньше понтовых автомобилей, в основном относительно недорогие «корейцы», чешские «Шкоды», французские «Пежо» и «Рено». У тротуаров стоят прикованные велосипеды и мотоциклы. Одна из экскурсоводов подчеркнула: «У нас не кичатся богатством, как у вас в Москве. Поэтому предпочитают практичные, недорогие автомобили». Но вот стоимость жилья в Израиле достигает иногда заоблачных высот. В Тель-Авиве выставляются на продажу квартиры стоимостью от двух до десяти миллионов долларов (шестьдесят - триста (!!!) миллионов рублей – Авт.). И они находят покупателей. Но в целом в стране существует дефицит жилья.

Что же касается понятия «средняя заработная плата», то в разговорах определить ее размер невозможно. Впрочем, а у нас?

При многих внешних отличиях Израиль также не обходят проблемы, которые существуют в нынешней России: коррупция, мошенничество, проституция, насилие, в том числе сексуальное над детьми, убийства... Словом, все, что присуще, по сути, любой стране. Разница в том, каковы масштабы и как государство борется с пороками.

С автоматом – в театр!

И в первой, и в нынешней поездках невольно обращаешь внимание, как много в Израиле молодых ребят и девчат в военной форме. Причем в настоящей, свидетельствующей о службе в армии, а не у господ от власти и бизнеса.

Большинство израильских солдат носят автоматы, напоминающие по внешнему виду атрибуты из «Звездных войн», а не знаменитый АКМ. Правда, поскольку все они юны и, как правило, улыбаются, то не вызывают напряжения и уж тем более страха. Любой из них охотно соглашается, если кто-то из гостей просит сняться вместе с ним на память.

- Почему мы часто видим ваших воинов?- спросили мы у нашего экскурсовода. - Неужели так велика угроза терактов, нападения?

- Конечно, это присутствует в нашей жизни, - был ответ. - Но служба в армии для нашей молодежи – это не только средство получения определенных навыков, но и продолжение их воспитания. Солдат водят не только на экскурсии, но и в театры, на концерты.

Потом пояснили, что юноши служат в израильской армии три года, а девушки полтора. Если их дома находятся рядом с местом службы, солдат вечером отпускают домой. Если дом относительно далеко, молодые люди уезжают туда по пятницам. В этих условиях в израильской армии вряд ли существует такое явление, как дедовщина.

Мы были удивлены, когда в разговоре уже на другую тему нам рассказали, что в Израиле есть тюрьма, в которой у каждого заключенного отдельная камера с телевизором и набором гигиенического оборудования, фитнес-зал. При выполнении определенных условий его могут также отпускать домой на выходной.

- Здесь сидят люди, не представляющие угрозы для жизни: коррупционеры, взяточники, мошенники, пояснила нам экскурсовод.

Одним словом, почти как у нас: если простой грабитель даст в лоб, а затем отнимет кошелек – он опасен. А если, улыбнувшись, вытащит пару миллионов у государства, ему за эти деньги камеру со всеми удобствами и увольнительную. Прелесть! Шучу...

Мусорщик против учителя

В Израиле остро стоит вопрос о роли Учителя в воспитании, жизни общества и, как следствие, об оплате его труда. К примеру, начинающий педагог в переводе на наши деньги получает сорок пять тысяч рублей, а учитель со стажем – пятьдесят пять. «Очень недурная заработная плата», - скажут, узнав это, северодвинские педагоги. Но… читаю в одной из местных газет, выходящей на русском, что мусорщик зарабатывает значительно больше.

Правда, таксист из бывших наших, услышав от меня эти цифры, усомнился в их реальности: «Я был бы рад такой зарплате, увы, зарабатываю меньше». К слову, поездка на такси в Тель-Авиве обходится в среднем на нашу «валюту» в 200-250 рублей, а скромный обед на пляже – 1000 руб.

Читатели местной газеты задаются вопросом: можно ли при таком отношении государства к Учителю говорить о том, что ему отводится одна из главных ролей в обществе и что эта профессия – уважаемая и престижная? Обидчиво добавляют: заработная плата у чиновников выросла за последнее время на 20%, а у учителей – только на 10%. Вывод делается такой же, как в российских изданиях: образование в стране финансируется по остаточному принципу. Переход в самый престижный слой общества потребует кардинального передела наличного «пирога». Но политической воли в этом плане ни одно израильское правительство пока что не проявило.

Невольно напрашивается вывод: у них все так же, как у нас. Нет, конечно. Разница и здесь в пропорциях. И дело не только в огромной разнице численности населения. В России его почти в двадцать раз больше. Но почти столько же было в царской России сто лет назад. В Израиле за шестьдесят с небольшим лет число населения (с учетом репатриантов) увеличилось в десять раз! Там сейчас проживает более семи миллионов.

С начала 2010 года в этой стране зарегистрировано 103 убийства, в России, согласно сайту МВД, только в сентябре – 11923 (правда, вместе с покушениями на убийство). То есть если взять в пропорциях, то Россия, как бы это печально и цинично ни звучало, за месяц перевыполнила годовой израильский «план» по убийствам в пять раз! А ведь за этой цифрой стоит очень многое: отношение к человеку и цена человеческой жизни, способность правоохранительных органов и государства защитить человека, наказать виновного, внушить ему мысль о неотвратимости наказания, а главное – о величайшей ценности человеческой жизни.

Эпилог

Любое сравнение, как известно, хромает, поэтому безуспешны попытки ответить на вопрос, в какой стране лучше живется. Конечно же, там, где человеку лучше. Для абсолютного большинства, как и для автора, такой страной является родина. Но вот сравнивать условия жизни, экономику, культуру возможно и нужно. Большинство туристов, приезжающих в Израиль, в первую очередь стремятся попасть в святые места. Но надо отдать должное и трудолюбию местного населения: практически каждое деревцо и травинка посажены их руками (сто лет назад на этом месте были сплошные пески). Из кранов квартир течет питьевая вода. В этом столетии Израиль поставил цель перейти на энергию солнца, благо его хватает, а своих нефти, газа, угля нет. Мужчины здесь в среднем живут 80 лет (супротив наших неполных шестидесяти), женщины – 83 года. То есть не так долго вдовствуют, как наши старушки. Поэтому есть на что в Израиле посмотреть, изучить, возможно, перенять.

Вячеслав БЕЛОУСОВ

Автор благодарит Альянс руководителей региональных СМИ, лично Софью Борисовну Дубинскую - исполнительного директора АРС-ПРЕСС, а также посольство Государства Израиль за организацию деловой поездки в эту страну.