Вечерний Северодвинск
Номер от 18 ноября 2010 г.

Пять по двенадцать или шесть по десять?
Угроза увеличения рабочего времени вызвала острую реакцию

 Рабочий класс: «Какие еще идеи будут, господа хорошие»? Фото Владимира Ларионова
Рабочий класс: «Какие еще идеи будут, господа хорошие»? Фото Владимира Ларионова

Не так давно президент Дмитрий Медведев предложил всем заинтересованным лицам поучаствовать в совершенствовании трудового законодательства. Свое видение статей Трудового Кодекса представил и Российский союз промышленников и предпринимателей.

CРЕДИ поправок и дополнений, предложенных союзом, наибольшую волну негодования и критики вызвала инициатива узаконить с согласия работника возможность 60-часовой рабочей недели.

Понятно, что получить «согласие» работника не проблема: не хочешь - никто тебя держать не будет. Кстати, срок обязательного предупреждения об увольнении промышленники предложили сократить с двух месяцев до одного. Логично предположить, что чем больше работник будет трудиться, тем больше будет заработок. Не факт, предупреждают профсоюзы, работодатель нынче уж больно ушлый и несговорчивый.

Противники идеи увеличения рабочего времени считают, что подобные меры необходимы предпринимателям, чтобы избежать двойных выплат за сверхурочную работу. Хотя и сейчас можно вполне законно сэкономить на сверхурочных, что делают и на некоторых северодвинских предприятиях. Например, вводится общегодовой учет рабочего времени, а все переработанные часы считаются и оплачиваются по итогам года. Потом в связи с производственной ситуацией работникам предлагается «добровольно» взять пару дней без оплаты в одном месяце, парочку в другом. Глядишь, от сверхурочных пшик остался.

Союз промышленников ушел в глухую оборону: «нас не так поняли», «это всего лишь предложения для обсуждения», и, скорее всего, дальше обсуждения у них дело не пойдет.

Не покладая рук

12-часовой рабочий день? Напугали ежа расческой! Наш город давно и повально перерабатывает, потому что сплошь и рядом подрабатывает. Педагоги, уже уставшие ждать повышения зарплаты и задерганные разговорами о сокращениях, рады любым дополнительным заработкам, основной из которых - репетиторство. Врачи, нехватка которых заметна в городе с каждым годом все больше, работают на полторы-две ставки, и это уже обычная практика. Работники оборонки давно смирились с тем, что для того, чтобы прилично заработать, нужно прилично переработать. И даже законный отпуск, благо он у северян немаленький, многие северодвинцы используют не для отдыха, а для подработки.

А сколько у нас матерей-одиночек, которым катастрофически не хватает времени на детей? Вот уж действительно дилемма: воспитывать их или работать сутками на износ, чтобы кормить и одевать? Ну и, конечно, как тут не вспомнить таксистов, большая часть которых занимается извозом в свободное от основной работы время.

Кстати, один из них буквально на днях подвозил меня до редакции и на вопрос о том, как ему идея о 60-часовой рабочей неделе, задал встречный вопрос:

- А сейчас она какая?

- Сорок часов.

Обычный северодвинский таксист на какое-то время задумался, а потом выдал:

- Это по восемь часов в день? Да я вообще не понимаю мужиков, которые так работают. Ну, отработали они смену, пришли домой, а дальше что? Что делать с этой кучей свободного времени? С женой скандалить или водку пить? По мне, лучше больше работать, так время идет незаметно и небесплатно. Думаю, таких, как я, много наберется.

Конечно, он не один такой, но явно не из большинства. Многие и хотели бы пораньше домой вернуться, да не получается. Просто потому, что «реальное благосостояние» северодвинцев (как и всех россиян), которое, по официальным данным, год от года неуклонно растет, никак не поспевает за ценами и тарифами. И сама жизнь просто вынуждает жить на работе по 12 часов в день без всяких ссылок на Трудовой кодекс.

Кому пенсия в радость?

Интересно, что скандал, связанный с возможностью увеличения рабочей недели в полтора раза, начался сразу же после того, как стихла очередная волна полемики о пенсионном возрасте, который, по всей вероятности, все-таки будет увеличен. Но не в ближайшие годы, успокоил Дмитрий Медведев и добавил, что подобные решения «обязательно требуют очень серьезного обсуждения и общественного согласия».

Мой брат какое-то время работал коком на пароме «Михаил Шолохов», который был сдан в аренду австралийцам. Первый же рейс был для брата шоком: самому молодому пассажиру — 64 года. Более опытные члены команды объяснили ему, что это обычное дело, что мечту жизни — отправиться в круиз, чтобы посмотреть мир, иностранцы осуществляют уже на пенсии. Потому что, кроме желания попутешествовать, наконец-то есть еще и свободное время, деньги и здоровье. С годами брат понял, что пенсия, которую с нетерпением ждут европейцы, чтобы полноценно отдыхать и радоваться жизни, в России всего лишь денежная добавка к зарплате, потому что у нас радоваться жизни не работая получается далеко не у всех.

Елена САДОВА


Виктор Казаринов, предприниматель, депутат Областного собрания:

- Говорят, эта инициатива предпринимателей. Прошу не путать предпринимателей с олигархами. Российский союз промышленников и предпринимателей — это нефть, газ, металл, это фамилии богатейших людей России. Лично я категорически против того, чтобы заставить людей работать больше, чем они хотят и привыкли. Но я также знаю, что тот, кто захочет подработать, всегда найдет возможность работать больше положенного и все законодательные ограничения и запреты здесь бессильны. Все зависит и всегда должно зависеть от желания человека.

Олег Попов, предприниматель, председатель северодвинского отделения общероссийской организации поддержки малого и среднего бизнеса «ОПОРА России»:

- Наши деды когда-то боролись за нормальные условия труда, за нормальный рабочий день. Это историческое завоевание! Самая главная ценность — свободное личное время гражданина. Кто хочет работать больше — пожалуйста! Но все разговоры о введении 12-часового рабочего дня — полная глупость и бред. Если хотим больше работать, давайте количество праздничных дней сократим. Как бы странно это ни звучало, но иногда лучше работать, чем отдыхать, особенно если вспомнить, как у нас обычно отдыхают. И давно пора отменить переход на летнее время. Это абсолютно неэффективно, тем более у нас на Севере, и только вредит работе.

Андрей Гичко, лидер профсоюзной организации Севмаша:

- Увеличение рабочей недели — это недопустимо! Гнать надо таких работодателей, которые не могут организовать нормальный производственный процесс и пытаются затащить нас обратно в XIX век. С таким рабочим графиком у людей ни сил, ни времени на семью не останется. И как прикажете детей воспитывать? Это работа на износ, а у нас и так сейчас нередко люди умирают, не дожив до пенсии.

Владимир Тригуб, главный специалист управления экономики мэрии, курирующий вопросы охраны труда:

- Закрепление 60-часовой рабочей недели на законодательном уровне - это грубое нарушение прав человека, и прежде всего на труд в условиях безопасности и сохранения жизни на производстве. Уверен, увеличение рабочей недели приведет к росту производственного травматизма и ухудшению здоровья работающего населения страны, а это, в свою очередь, создаст социальную напряженность в трудовых коллективах, ухудшит экономические показатели. Поэтому я категорически против такого нововведения.