Вечерний Северодвинск
Номер от 4 ноября 2010 г.

Дань памяти в День памяти
Земле преданы останки еще одной группы безымянных узников Ягринлага

 Миг скорбный, миг честный… Фото Владимира Ларионова
Миг скорбный, миг честный… Фото Владимира Ларионова

У таблички «Невинным жертвам Ягринлага» на белом камне – несколько цветов. И – обрывок колючей проволоки. Под соснами – покрытая хвоей и скудным ягодником болотистая земля. В нее полтора десятка лет уходили останки заключенных – тех, без чьего подневольного труда не было бы ни завода №402, ни самого Молотовска-Северодвинска.

Видео Владимира Ларионова

Cейчас, спустя десятилетия, останки эти продолжает вымывать из безымянных захоронений. К прискорбию и возмущению активистов местного отделения общества «Совесть», не прекращаются здесь и хозяйственные работы. Во власти и в силах неравнодушных людей немногое – предать земле эти останки чест­но, как говорили на Руси.

Вот и в минувшую субботу, в День памяти жертв политических репрессий, у белого камня это сделали близкие заключенных Ягринлага, и участники военно-патриотических клубов, и ученики 10-й и 30-й школ. Чин отпевания возглавил настоятель храма Воскресения Христова священник Валерий Суворов. Гроб с останками опустили в могилу под пение «Святый Боже, Святый Крепкий…», под слова молитв об упокоении душ страдальцев там, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

Это уже шестой захороненный у скорбного камня гроб, наполненный собранными буквально с поверхности земли костями. А сколько погибших заключенных остались еще непогребенными, о скольких память предстоит сохранить! Между тем благородное и такое нужное всем нам дело сталкивается с немалыми за­труднениями. Скажем, на митинге у памятника активисты «Совести» напомнили об инициативе соорудить и в самом городе памятник заключенным. И о том, что за последний год ничего в этом направлении не изменилось…

Впрочем, православный священник тут же сообщил об идее построить на Яграх храм-часовню, которая бы как раз явилась таким памятником и в которой скорбь соединялась бы с полной надежды молитвой. Реализуется ли такой план – это решать и нам, горожанам, на общественных слушаниях. И, конечно, строиться такой храм-памятник должен на народные пожертвования.

Алексей ЯНИН