Вечерний Северодвинск
Номер от 9 сентября 2010 г.

Как жить, как служить?
Закон «О полиции»: за и против

 Вот она, родная милиция, рядом. А полиция где будет? Охохонюшки... Фото Владимира Ларионова
Вот она, родная милиция, рядом. А полиция где будет? Охохонюшки... Фото Владимира Ларионова

Споры и обсуждения по-прежнему сопровождают закон «О полиции», неумолимо приближающийся к сроку своего предполагаемого введения - 1 января 2011 года. Однако чего ждать служителям закона и тем, кому его придется соблюдать, пока не ясно. «Вечерний Северодвинск» предлагает подборку мнений, зачастую полностью противоречивых, о предложенном законопроекте.

Давно пора!

Те же, кого закон коснется непосредственно, уверены, что новый свод правил был необходим давно.

- Старый закон о милиции был принят еще в 1991 году, - рассказал нам начальник штаба УВД Александр Корелин, - и с тех пор в него потихонечку вносились всевозможные поправки, дополнения, что-то удалялось. Делалось это так часто, что сейчас, пожалуй, главный ведомственный документ, скорее, состоит из поправок. Наверное, из-за этого и было принято решение не переписывать его в очередной раз, а создать нечто новое.

Конечно, закон «О полиции» в своем существующем виде полным назвать нельзя, но ведь и работа над ним не прекращается. При этом правительство прислушивается к мнению и правовых организаций, и наши предложения рассматривает. Кстати, совсем недавно и наше УВД отправило в область ряд своих предложений.

Какие именно? Ну, расскажу о том, что к себе ближе. Например, в новом законе не уточнен срок, в течение которого медицинское учреждение обязано передавать нам данные о пациенте, получившем от третьих лиц повреждения средней или тяжелой степени. А оперативность получения этой информации может являться даже жизненно важной.

А по почкам можно бить?

Геннадий Шутиков, адвокат Поморской коллегии адвокатов:

В готовящемся законопроекте, по моему мнению, есть и положительные, и отрицательные моменты, но в целом понятно, что он еще сырой и подлежит очень серьезной доработке.

Перво-наперво отмечу тот факт, что закон «О полиции» обсуждается не только депутатами, но всеми гражданами России. Развитие отношений в обществе предопределяет и развитие нормативно-правовой базы государства. Иначе нельзя.

Законодатель пытается конкретизировать права и обязанности милиции, за¬крепить их в одном акте. Сейчас это регулируется огромным количеством нормативных документов, а это создает трудности и милиции, и населению.

Положительно скажутся ужесточенные требования для поступающих на службу в полицию и увеличенный список оснований для увольнения. Правильно, что предусмотрено стимулирование повышения правовой грамотности сотрудников полиции.

Вас и другие СМИ порадует новшество об обязанности полиции, а не праве, как сейчас, информировать о результатах своей деятельности.

Но существуют и не столь радостные статьи закона. Например, часть вторая 32-й статьи законопроекта звучит так: «Требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное». Формулировка в существующем виде способна покрыть любой произвол сотрудника.

Или: «На сотрудника полиции не распространяются отдельные обязанности, ограничения и запреты, предусмотренные статьями 27, 29 и 30 закона, когда такие обязанности, ограничения и запреты препятствуют выполнению сотрудником полиции обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Установление таких обязанностей, ограничений и запретов, а также определение сотрудников полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел» (пункт 5 ст. 35).

Значит, министр внутренних дел может своим приказом отменять нормы, установленные законодателем? Получается, чисто теоретически, он может отменить такую обязанность сотрудника полиции, как «соблюдение при выполнении служебных обязанностей прав и законных интересов граждан, общественных объединений и организаций» (п. 4 ст. 27 законопроекта).

А как вам такая лазейка? Пункт 1 статьи 22 запрещает сотруднику наносить удары резиновой палкой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место. А в область почек можно бить смело, не боясь последствий?

Пересядьте в автобусы, наденьте форму!

Алексей Новиков, депутат Горсовета, бывший работник УВД Северодвинска:

- Плюсов в проекте закона «О полиции» я не заметил. Одна только смена названия – это уже большие затраты для государства. Улучшать работу, вносить позитивные изменения и достичь при этом положительных результатов дешевле и проще в уже действующей структуре. А смена вывески, на мой взгляд, делу не поможет.

Все зависит от конкретных руководителей и поставленных задач.

Нет изменений в главном: что в милиции, что в полиции остается «палочная» система, которая все губит. Выполнение плановых процентных показателей не дает нормально работать по профилактике правонарушений и предупреждению преступлений. Но если раньше эта работа успешно велась, то и сейчас ее можно проводить. А профилактики как таковой сегодня практически нет и, судя по новому закону, не будет.

Приведу простой пример: с улиц города практически исчезли милиционеры в форме. Когда последний раз мы видели сотрудника УВД в автобусе? Они все в основном в штатском и практически все за рулем автомобилей. Обратите внимание на парковку у здания УВД – полна машин! Я года два назад был в УВД на совещании, посвященном росту преступности. И еще тогда говорил руководству: снимите милиционеров с машин, оденьте в форму, горожане сразу заметят, что в городе есть милиция, - вот вам и профилактика.

Государство хочет «кинуть» сокращенных

Сотрудник УВД Северодвинска, пожелавший остаться неизвестным:

- Больших отличий, как, кстати, и плюсов, в проекте нового закона я не нашел, в основном он повторяет закон «О милиции» 1991 года. Сохраняется все та же жесткая вертикаль (никаких выборных должностей, все назначаются по строгой иерархии), все те же принципы построения системы (чиновников в погонах и кабинетных работников меньше не станет) и все те же объемы писанины и отчетности.

Правда, есть и новшества. Например, в законе «О милиции» не было такого понятия, как критерий оценки. Сейчас он появился в статье, где говорится про открытость и про то, что мнение граждан (путем мониторингов и опросов) будет одним из главных критериев оценки всей нашей работы. Перечитал весь закон и больше не нашел ничего о том, кто еще конкретно, как и по каким четким параметрам будет нас оценивать.

А дождаться положительной оценки от граждан в стране, где 30 процентов населения судимые, а чуть ли не половина злоупотребляют спиртным, – это из области фантастики.

Протокол, штраф, любое другое наказание, которое заслуженно понес гражданин или кто-то из его родных или друзей, не делает милиционера и не сделает полицейского лучшим другом. Как оценит работу дорожного полицейского человек, которого за серьезное нарушение лишили прав? Отец семейства, устроивший дома дебош и попавший на штраф или 15 суток? И что нам теперь делать? Не обижать, не наказывать, а только пальчиком грозить?

И кто будет учитывать мнение граждан, опрашивать их? Кто будет доказывать, что мы не зря хлеб едим? Еще одна кабинетная надстройка?

Не думаю, что новый закон что-то поменяет, кроме названия и, может быть, формы. Хотя у нас ходят разговоры, что таким образом государство хочет сэкономить, а точнее, «кинуть», чтобы не платить сокращенным сотрудникам, а их, говорят, будет не менее 20 процентов.

Мы все до единого напишем заявления об уходе из рядов милиции, а в полицию примут не всех. Зато правительству не надо будет заморачиваться с пособиями, выплатами и другими социальными гарантиями, которые полагаются по закону при сокращении.

Спрашивали Елена ОГОРОДНИКОВА и Олег МИРНЫЙ