Вечерний Северодвинск
Номер от 9 сентября 2010 г.

Радиационный Северодвинск
Корреспонденты «Вечерки» прошлись по городу с дозиметром

Видео Владимира Ларионова-мл

 Водичка, водичка, есть ли вредные частички? Фото Владимира Ларионова-мл.
Водичка, водичка, есть ли вредные частички? Фото Владимира Ларионова-мл.

Слухи о повсеместно бушующей в нашем городе радиации все чаще появляются среди населения. К нам в редакцию, например, недавно обратилась женщина, сообщив, что карманным дозиметром уличила в чрезмерном излучении купленные овощи. Корреспонденты «Вечернего Северодвинска» решили проверить правдивость таких заявлений.

 Сверяем показания наши и службы спасения. Фото Владимира Ларионова-мл.
Сверяем показания наши и службы спасения. Фото Владимира Ларионова-мл.

Из кассы – в массы!

Итак, дозиметр в кармане, план маршрута в голове, трогаемся. Впрочем, начать решили с собственного издательства. Но, обмерив родимое со всех сторон, получили первую порцию успокоения - прибор показывал лишь наличие естественного фона земли, 0,12 мкЗв/ч (12 мкР/ч).

Тут же, в буквальном смысле не отходя от кассы, проверке подверглась информация о радиоактивных купюрах. Сообщения о «зараженных» деньгах пришли к нам этим летом из Москвы, где Центробанком из оборота было выведено порядка 380 денежных знаков. Их радиоактивность превышала естественный показатель примерно на 20 процентов. И хотя это, как резюмировали тогда специалисты, для человека показатель не опасный, решили все же подстраховаться.

После измерения средств нашей кассы (а где еще найти сразу столько денег?) стало ясно - ближайшая зар­плата будет безопасной.

На Яграх все спокойно

Дальше наш путь лежал на Ягры. Потрескиваниями дозиметра мы удостоили проходную «Звездочки», берег под ягринским мостом, набережную Александра Федоровича Зрячева. Везде показания прибора оставались в пределах нормы. Самое высокое значение удалось зафиксировать у памятной доски, опять же, Александру Федоровичу – 0,34 микрозиверта. Но это можно списать на материал, из которого выполнен памятный знак: гранит, как известно, зачастую обладает повышенным радиоактивным полем.

После состоялся визит к ТЭЦ-2. За компанию обмеру подверглись и близлежащие водоемы. Спешим успокоить рыбаков: ваши трофеи «фонить» не будут. Но воздержаться от их употребления все же стоит: качество воды оставляет желать лучшего.

 Хранилище радиоактивных отходов: все спокойно! Фото Владимира Ларионова-мл.
Хранилище радиоактивных отходов: все спокойно! Фото Владимира Ларионова-мл.

Все мирно у Мироновой горы

Затем наш экипаж отправился за территорию города. Немножко не доезжая до кладбища «Миронова гора», сворачиваем направо. Ага, вот и хранилище радиоактивных отходов Севмаша с грозной табличкой «Санитарно охраняемая зона».

По рассказам старожилов, раньше доступ к захоронениям не был ограничен. Но, видимо, это было совсем давно. Нас же захоронение встретило полутораметровой высоты забором, украшенным колючей проволокой, осветительными вышками и значками «Радиация». Через щель в воротах удалось рассмотреть лишь небольшую возвышенность в центре огороженной зоны, на которой мирно трудился мужчина. Так же спокойно на все отреагировал и дозиметр. Слухи о вытекающих на поверхность отходах таковыми и остались.

 Гранитная память «фонит» чуть больше. Фото Владимира Ларионова-мл.
Гранитная память «фонит» чуть больше. Фото Владимира Ларионова-мл.

«Фонили» только продавцы и Ленин

Не удалось ничего сенсационного обнаружить и в самом городе: ни в старой его части, ни в новой, ни в кварталах. Несколько повышенными параметрами отличились все те же гранитные памятные доски. Из показателей нормы не вышли также овощи и фрукты четырех торговых палаток. Правда, треск замеров неумолимо сопровождало ворчание самих продавцов.

И тогда было принято решение проследовать к памятнику Владимиру Ленину. Известный нарушитель гражданского спокойствия при жизни, он давно слыл среди северодвинцев еще и нарушителем радиоактивной ситуации в городе. Владимир Ильич не подвел. После нескольких секунд ожидания прислоненный к ступеням памятника прибор «взорвался» писком, неслыханным нами до этого. Подобным образом цифровое устройство отреагировало на пятикратное превышение естественного фона земли. Однако уже в десяти метрах от вождя революции дозиметр смиренно замолчал. Поэтому от посиделок на ступеньках в центре площади Победы лучше отказаться.

А вот вход на территорию наших крупнейших предприятий открыт не всем, поэтому приходится полагаться лишь на информацию из официальных источников. А она исключительно обнадеживающая: радиация нам не грозит, выбросов нет. И всякие программы на канале РЕН – «утка».

Павел РАШЕВ