Вечерний Северодвинск
Номер от 26 августа 2010 г.

Школа. Реальный «сериал»
Сергей Попа поделился с читателями «Вечерки» планами управления образования

Среди приоритетов на ближайшее будущее – обеспечение по возможности всех учреждений современной материально-технической базой, начиная со спортивного оборудования и заканчивая мебелью, регулируемой по росту учеников. Тем более что новый образовательный Госстандарт, на который предполагается перейти в 2011-2012 годах, определяет и те условия, в которых занимаются ученики.

Предполагается активно участвовать в ряде федеральных и областных программ, а также направлять на соответствующие нужды средства областных субвенций.

Все это требует оптимизировать расходы. Эту задачу и преследовала власть, реализуя в прошлом году ряд мер, как признает Сергей Попа, непопулярных, включая реорганизацию и ликвидацию трех школ. За счет этого удалось повысить общую наполняемость северо­двинских школ с 75 до более чем 80 процентов.

Продолжится курс на максимальную хозяйственную самостоятельность отдельных учреждений с перспективой перевода в статус автономных. Безусловно, муниципалитет сохранит свою долю ответственности и функции контроля, но в организации внутренней жизни школы, детского сада, учреждения дополнительного образования все большую роль должны играть педагогический и родительский коллективы.

Разумеется, сразу возникают полемические вопросы о «поборах» с семей воспитанников. Позиция управления образования основана на законе: помогать учреждению материально – право, а не обязанность родителей. При этом весьма желательно, чтобы средства таких действительно добровольных взносов направлялись в бухгалтерию школы или ДОУ, и притом на конкретно обозначенные администрацией цели, относящиеся не к абстрактным «нуждам школы», а к понятным и ясным нуждам отдельного класса или группы. Каждый «спонсор» вправе получить отчет о потраченных суммах.

Вообще, права участников образовательного процесса – отдельная забота горуо. В частности, это касается права ребенка быть принятым в первый класс любой школы по микрорайону, включая элитные, без каких-либо вступительных испытаний.

В этой связи перспективным направлением считается деятельность открывающейся в здании бывшей 1-й школы прогимназии, работающей как на 14-ю гимназию, так и на другие школы. С другой стороны, Сергей Попа считает, что для гимназий вообще перспективен путь 17-го лицея – отказ от начальной школы. При приеме в среднее звено уже и педагогам, и родителям станет более ясен реальный потенциал и реальные склонности ребенка. Это и другие права следует контролировать через общественные управляющие советы, которые, вообще-то, по закону следует создавать во всех учреждениях.

Необходимо также продолжать работу по созданию условий для дифференцированного образования детей. Это и прогимназия, и 10-я школа, начинающая работу в качестве кадетской, и школа – образовательный центр, который объединит все лучшее, что наработано в

38-й сменной и 33-й реальной школах. Частью родителей и педагогов болезненно воспринято закрытие 37-й школы, специализировавшейся на надомном обучении. Управление образования будет искать другие варианты работы с такими детьми, заверяет Сергей Попа.

Наконец, отдельное направление работы – кадровое. В планах управления образования – реорганизация собственной структуры. Кроме того, в ближайшие месяцы будет продолжена подготовка к переходу на новую систему оплаты труда. Здесь многое, если не все, зависит от возможностей бюджетов – областного и местного. Переход на новую систему без увеличения фонда оплаты труда нецелесообразен.

Станислав ЗЕЛЯНИН