Вечерний Северодвинск
Номер от 19 августа 2010 г.

Война закончилась – война началась
К 65-летию победы над империалистической Японией

2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Завершилась Вторая мировая война. 65 лет прошло… Пытаюсь вспомнить далекие дни.

НАША 5-я армия 3-го Белорусского фронта после взятия 9 апреля Кёнигсберга оказалась свободной. Мы шутили, что уходим на каникулы. В самом деле, был получен приказ о расквартировании в лучших домах Восточной Пруссии и отдыхе. Нас, связистов и радистов, разместили в просторном помещичьем доме. Помню сотни коров на скотных дворах без присмотра, без воды и корма. Мы с тревогой смотрели, как гибнут буренушки. Просили командование разрешить ухаживать за животными. Тем более что слышали, что скот заберут в разрушенные войной хозяйства…

Но «каникулы» оказались непродолжительными. Появились разговоры: едем на войну с Японией. Самочувствие было двоякое. С одной стороны, гордились своей армией: только что разгромили фашистов, а сейчас едем бить самураев! Но с другой – начинается новая война, и сколько она продлится? Ясно было, что домой удастся вернуться не скоро, а кому-то суждено будет и навсегда остаться на китайской земле…

Ехали на восток поездом. В пути узнали об окончании войны с Германией. Радости не было конца. До утра пели, плясали. На станциях встречали нас криками «Ура!», угощали кто чем.

Прибыли в Спасск-Дальний. Далее на грузовиках – до границы. Пограничники рассказали об агрессивности японцев все годы нашей войны с Германией, об обстрелах с японской территории. С нашей стороны были убитые и раненые, но ввязываться в перестрелку было запрещено.

Политрук говорил, как Япония десятилетиями проводила агрессивную политику, напоминал о русско-японской войне, о Хасане и Халхин-Голе, о том, что и в Великую Отечественную Квантунская армия вынуждала нас держать на Дальнем Востоке войска, так нужные против немцев.

Командир батальона связи назначил меня и сержанта Василия Колганова обслуживать радиосвязью командира 72-го корпуса генерала Александра Игнатьевича Казарцева. На нас легла большая ответственность – бесперебойно держать связь с тремя стрелковыми дивизиями корпуса и с крупными частями артиллерии, инженерных и танковых войск.

У нас появилась возможность знать все новости от генерала и работников его штаба.

В ночь на 9 августа сообщили об объявлении войны Японии. Комкор с оперативной группой офицеров перебрался на наблюдательный пункт на высоте «Ястреб». Чувствовали, что генерал волнуется. Его дивизии в числе первых начинают войну! Наступление начиналось ночью, под проливным дождем. Первыми пересекли границу разведчики, за ними протянули телефонные провода. За них держался ведущий пехотный офицер, за ним двигались солдаты, держась за руки... В три часа ночи командиры дивизий доложили, что части продвигаются, противник не обнаружен. Из 215-й дивизии доложили о взятии хорошо укрепленных опорных пунктов на высоте «Верблюд». К вечеру 9 августа части корпуса продвинулись уже на 30 километров с незначительными потерями. Позднее пленные признались, что наступление было для них неожиданным и они не смогли организовать достойное сопротивление.

Но не везде победы давались легко. Встречались хорошо укрепленные полосы с железобетонными дотами – тогда работали наши артиллерия и авиация. 13 августа основные силы корпуса вышли к долине реки Муданьцзян и одноименному городу. Здесь находился штаб 1-го фронта Квантунской армии и один из главных узлов японской обороны.

16 августа утром на подступах к городу начались упорные бои. Противник цеплялся за каждый дом, в бой шли отряды смертников, завязывались рукопашные. Но вечером город был взят. А комкор требовал не снижать темпов наступления.

19 августа японцы обратились с просьбой прекратить боевые действия. И хотя акт о капитуляции был подписан несколько позднее, все же мир, которого так ждали, настал.

С японскими милитаристами храбро сражались многие северодвинцы. Среди них: Ф.М. Березин, Н.В. Бодров, Ю.В. Гаранин, А.М. Гришина, Н.Е. Едомский, А.С. Жилин, Л.Я. Кирпичников, М.С. Киселев, Л.Н. Климов, Г.В. Ковров, М.Ф. Кононов, А.А. Опякин, Д.С. Пашков, А.М. Попов, В.И. Сенчуков, Н.А. Сизов, А.Н. Ярославцев и другие.

Михаил КОЧНЕВ, участник боев на 1-м Дальневосточном фронте