Вечерний Северодвинск
Номер от 19 августа 2010 г.

Увидеть Париж и... оценить русский характер
Почему директор «Юридической школы» Михаил Васильев на пароме через Балтику вспоминал о судьбе Мартина Идена

 Михаил Васильев: Балтика, мистика, ужас, восторг! Фото «Юридической школы»
Михаил Васильев: Балтика, мистика, ужас, восторг! Фото «Юридической школы»

Летний автопробег по маршруту, один из населенных пунктов которого Париж, уже можно назвать традицией «Юридической школы». Как и встречу в «Вечерке» после путешествия с директором школы Михаилом Васильевым. Не устающий удивлять Михаил Иванович не изменил себе и на этот раз, начав рассказ так:

- Стоя на корме парома, отбывающего из Финляндии в Германию, я вспоминал заключительные страницы романа Джека Лондона «Мартин Иден», где герой ныряет все глубже, чтобы уже не хватило воздуха, если жажда жизни все-таки победит.

- Читала, помню – страшно написано. А вам-то за что такие мысли?

- За моей спиной в каюте лежала воспитанница школы с температурой 39. Что делать, оставаться в Финляндии, дальше идти? Мучило, правильно ли принял решение. Груз ответственности за чужого ребенка доводит до животного ужаса. Но, слава богу, все обошлось.

- Не без мистики?

- Мистика, о которой каждый раз рассказываю, началась еще в Архангельске с проводов, когда во время построения налетела огромная туча. И, раза три капнув, ушла. Не мистика ли, если по мере наступления нашей колонны на Европу жара отступала: вошли во Францию всего под 23 градуса. Ужас брал, как перенесут дети участок дороги, на котором в это время, как сказали французские полицейские, четырехчасовые пробки стоят. Опять мистика: через пятнадцать минут нашего ожидания пробка совершенно неожиданно рассосалась.

«Как песню спели»

- Подбор ребят для поездки был не по принципу «по блату, заплатили…» Взяли за основу лучшую двенадцатую команду, с которой год проучились – как песню спели.

- Потому что паиньки?

- Ну конечно! Да, было такое отношение: «Мы поедим, а директор потом уберет». Да, купались они так, что огромный бассейн на пароме наполовину лишался воды. Все я мог ожидать от них, но никак не того, что ни одного стона, ни одного тяжелого вздоха не услышу. Думаете, заболевшая девочка жаловалась? Нет, на вопрос как дела, она тихо говорила: «На четверочку». Был и казусный момент, когда на мое «Мы в Лувр!» ребята сказали: «Нет, шоппинг». Впрочем, мы умудрились сделать и первое, и второе. И два Диснейленда посмотреть.

Не развлечь - уберечь

- Рассказ о гостеприимстве культурной Европы будет?

- На этот раз главные мои восторги по поводу русской нации. Да, спасибо друзьям - немецким спасателям, которые провезли нас через всю Германию и умудрились завезти на экскурсию в знаменитый Бремен. Но был немец, который по поводу больного ребенка сказал: «Это ваши проблемы». Был француз, в ресторане записавший детей во взрослых, и вместо запланированных 120 евро за обед пришлось заплатить 320...

- Кому скажете спасибо?

- Спасателям, встречавшим нас в Вельске, Волхове, Санкт-Петербурге. И взрослым участ-никам нашей команды. Со стороны, конечно, можно хихикать: «Неплохо съездить в Париж». Но учтите: в свой отпуск мы работали, не получая вознаграждения.

- Сотрудники вашей школы всегда отличались альтруизмом.

- В том-то и дело, что в этот раз поехали работать родители и родственники ребят. Под угрозой срыва была поездка, когда двое водителей школы по объективным причинам не смогли поехать. Родители помогли, нашли водителя автобуса. С Романом Головкиным познакомился перед отъездом. И только когда пошли колонной, понял: наш человек! Он монотонно шел по трассе со скоростью 80 километров в час, не обращая внимания ни на водителей попуток, которых это злило, ни на перерасход топлива. Поклон низкий мужику, понявшему, что в походе главное не развлечь, а уберечь детей.

Последние 100 евро

- Водитель нашего внедорожника Николай Шкулев, - продолжает Михаил Иванович. - Мы прошли с ним пол-России, когда ездили в Калининград. Профессионал высокого класса, одним маленьким штрихом раскрывшийся с неожиданной стороны, когда я, находясь в полном трансе, решал: оставить ребенка в Финляндии или нет. А оставлять его надо было с переводчиком и минимум с 500 евро. В этот момент подошел Коля и протянул свои последние 100 евро.

- Материальные проблемы, значит, тоже были?

- Бюджет затрещал, когда обещавшие поддержку спонсоры не дали ничего. Для страховочной суммы пришлось сбрасываться взрослым участникам похода. Третий замечательный человек – переводчик Людмила Щербакова. Бывают люди, светящиеся изнутри, но она – солнышко! Как я уговаривал поехать завуча «Юридической школы» Анну Ершову, у которой дома оставался трехлетний ребенок, отдельный разговор. Она человек с суперреакцией. А в таком походе мозги – это главное, добавь к ним сердце - и лучше помощника не пожелаешь.

Без пафоса

- Я не представлял, какой вытащу джек-пот, когда на спайдере нашу колонну возглавил отец одной из девочек - Александр Криворотов. Думал, в такую жару в своей кожаной броне сломается мужик, а он на каждой остановке ждал нас с улыбкой. В Бельгии нас встретил град размером в виноградину, а от него, водителя мотоцикла, услышал: «Нормально». Раньше я мчался вперед, скандаля в пунктах остановки по поводу недожаренных для ребят котлет или незастеленных кроватей. В этот раз благодаря ему в Вельске, Париже, Кельне – где угодно - все было уже готово.

- И ни одного конфликта по дороге?

- Только один эпизод. В ресторане на пароме нетрезвый русский мужик стал что-то, мягко говоря, доказывать официанту. Ситуация могла привести к чему угодно, учитывая, что в углу сидела компания пьяных дальнобойщиков. Оглянулся я на нее, перехватив в воздухе кулак бузотера, и увидел спокойно стоящего между нами Александра. Без пафоса, крика он встал и прикрыл не мою спину – детей.

- Без стыда за соотечественников опять не получилось?

- Но когда появился тот самый денежный вопрос, я пришел в кают-компанию к этим же дальнобойщикам. И, не надеясь ни на что, сказал, что может потребоваться их помощь. «Мужик, - ответили они, – располагай нами. Все, что потребуется ребенку, сделаем».

- У наших все до крайности.

- Но сколько бы мы ни говорили о педантичности и услужливости европейцев, если по принципу «надо от сердца», то только к русскому человеку.

«Мы сделаем и это»

- «Мы сделали это», - говорили вы победно после двух дальних походов. На этот раз тоже побеждать пришлось?

- Что говорить о нас, если даже у немецкой принимающей стороны денег не было, – хотелось забиться в угол и иной раз завыть по-волчьи. Но наши дети лет через пятнадцать, посадив своих детей у карты, скажут: «В твоем возрасте я проехал в одну сторону семь тысяч километров». В юбилейный двадцать пятый год «Юридической школы» голову положу, чтобы, собрав все лучшее, летом 2011-го одних детей за небольшие деньги свозить в Калининград, для других организовать поездку по России с севера на юг. И чтобы команда-победительница смогла увидеть Париж.

- А директор что выберет?

- Со старшими, ребятами из МЧС и немецкими спасателями пойду от Белого моря до Черного. С такими командами взрослых и детей мы сделаем и это.

Записала Ольга ЛАРИОНОВА