Вечерний Северодвинск
Номер от 12 августа 2010 г.

Дважды мама. Но без капитала
Непростая ситуация, в которой переплелись юридический и моральный аспекты

 Материнский капитал на ребеночка, которого уже нет, вопрос для суда далеко не игрушечный… Фото Владимира Ларионова
Материнский капитал на ребеночка, которого уже нет, вопрос для суда далеко не игрушечный… Фото Владимира Ларионова

Год назад в Горно-Алтайске местная фемида разрешила женщине получить материнский капитал за третьего ребенка, несмотря на то, что первые близнецы скончались, не прожив и недели, еще в 2003 году.

УПРАВЛЕНИЕ Пенсионного фонда отказало женщине в получении капитала, но прокуратура Горно-Алтайска обратилась в суд в интересах мамы. Тогда суд посчитал, что при решении вопроса о выдаче государственного сертификата на материнский капитал юридически значимым является сам факт рождения, а смерть детей не является поводом для отказа в этом праве женщине. Суд обязал управление Пенсионного фонда выдать женщине государственный сертификат на материнский капитал в связи с рождением дочки.

Подобный же случай произошел и в городе Лениногорске Республики Татарстан, и в Нижегородской области.

Да далеко ходить не надо – в прошлом году Архангельский областной суд рассмотрел дело о признании права на получение материнского капитала жительницей Виноградовского района. Первый ребенок ее скончался вскоре после рождения, а второй появился на свет в 2009 году.

Молодые родители в районном суде доказали свое право на получение материнского капитала. Пенсионный фонд пытался обжаловать принятое решение в областной инстанции, но суд пришел к выводу, что отказ в получении материнского капитала умаляет права истицы и противоречит смыслу закона. Судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения, и оно вступило в законную силу.

Тем не менее по всей России такие случаи рассматриваются двояко: иные судьи трактуют закон не в пользу матерей, которые не по своей вине пережили трагедию, а теперь страдают и от нечеткой трактовки закона.

Читают, толкуют

Так и в Северодвинске недавно рассматривалось дело молодой мамы. Она не согласна с отказом Пенсионного фонда в выдаче государственного сертификата на материнский капитал. Главная загвоздка в таких делах в том, что родителям малышей, не проживших недели, не выдается свидетельство о рождении, единственным документом, удостоверяющим то, что ребенок был, остается лишь справка.

Получается, что право на государственную поддержку настолько хрупкое, что исчисляется днями: прожил малыш семь дней – получите сертификат, увидел лишь шесть раз рассвет – вы вне закона. Этот факт не устроил родителей, которые потеряли первенца на второй день после его рождения, и после рождения второго сына они обратились в суд.

Городской суд рассматривал дело, внимательно вчитываясь в закон, где в преамбуле сказано, что закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Проанализировав все нормы закона, суд сделал вывод, что право на получение материнского капитала возникает у женщины лишь тогда, когда у нее имеется не менее двух детей, один из которых родился после 2007 года. У нашей героини сейчас в наличии лишь один малыш. А значит, «президент-ские» деньги ей не положены.

Кто прав?

Абсолютно все. И те, кто выдает капитал, и те, кто в нем отказывают. Действительно, мать не виновата в том, что лишилась ребенка. И те долгие месяцы, что семья готовилась к его рождению, те затраты, что она понесла, и ту готовность воспитывать маленького россиянина нельзя скидывать со счетов. И действительно, закон направлен на поддержку семей, в которых воспитываются дети. Не один, а несколько.

Закон в очередной раз оказался палкой о двух концах, которая бьет и по матерям, и даже по тем, кому теперь приходится внимательно вчитываться между строк и принимать нелегкое решение. Ситуация непростая, в ней переплелись юридический и моральный аспекты. Решить проблему могут только законодатели, принять поправки, которые не оставляли бы разночтений.

Марина ЛЕТОВА