Вечерний Северодвинск
Номер от 12 августа 2010 г.

Ровнялка, тарахтелка и камешек в сто килограммов
Корреспондент «Вечерки» на себе испытала все «прелести» дорожного строительства на солнцепеке

 Тарахтелка упряма, но дело делает на отлично. Фото Владимира Ларионова
Тарахтелка упряма, но дело делает на отлично. Фото Владимира Ларионова

КАК измучила нас жара – окна нараспашку, но спасительного сквозняка нет и в помине. У труженика-кондиционера хватает стужи на Каминный зал и коридор, сюда заглядываем за долгожданным ветерком. Но, положа руку на сердце, мы признаем: такие условия вполне себе мажорные, если учесть, каково приходится тем, кто не может спрятаться от палящего солнышка ни в прохладе помещения, ни даже под легким тентом. Например, дорожные рабочие. Можете ли вы себе представить, как это: выдержать рабочую смену, работая на пекле в чаду дорожных работ, когда единственная влага – пот, стекающий по спине?

Видео Владимира Ларионова-мл.


Лопату в руки!

В знойном мареве будничного дня мы напросились в гости к бригаде СМУ №3, которая наводит лоск во дворе новостройки на улице Ломоносова.

- Дом уже практически завершен, - рассказывает прораб Михаил Балдин. – Наша задача – сделать красивым его двор. Вот здесь-то и работаем: кладем тротуарную плитку, асфальт, оформляем газоны и двор.

Мы пришли не глазеть, а своими нежными, офисными, к клавиатуре привыкшими руками хоть немного поработать, чтобы понять, в какой сказке живем. За словом – дело. Лопату в руки и пошла разгребать гравий. Казалось бы, задача несложная: тут гравия больше, тут меньше, надо разровнять. На деле все намного тяжелей: серые камушки на редкость капризные – лопату не воткнешь, чтобы побольше зачерпнуть, на совок не загонишь, а загнав, не поднимешь. Так и мучалась – то два камешка к бордюру откинешь, то тужишься, пытаясь пол-лопаты поднять. А еще улыбаться надо: вон сколько мужиков с усмешкой наблюдают, да фотокоры пристроились со своими объективами. Через минуту футболка прилипла к телу, через две мучительно захотелось закатать штаны (что, собственно, потом и сделала), через три мокрые ладошки в рукавицах зачесались от песка. И откуда только он взялся? Каждая маленькая песчинка саднит хуже лезвия.

Мальчишка-практикант, у которого отобрала лопату, смотрит на работу как на барскую прихоть – без интереса и сочувствия. Понятно, что жара все эмоции давно расплавила и вместе с гравием вон в ту кучу скидала. Да и переделывать ему, бедолаге, за мной, видимо, много придется.

Грабим без опаски

- А вот здесь газон будет, граблями грунт разравниваем, мусор в кучу сгребаем, - посмеивается надо мной прораб. – Грунт наши работники готовят, долгое это дело: Два-три года уйдет, прежде чем подготовленная смесь появится в городе. Воруют? Да, конечно, как только гора земли появляется, к ней бегут бабушки с пакетиками. Нет, нам не жалко – язык не повернется старушку отогнать. Пусть берет, немного убудет. А траву пока не высаживаем – смысла нет, пока жара такая стоит.

Рядом, на газоне, лежат грабли и чудная ровнялка - так я окрестила про себя деревянную палку, похожую на длинную лысую швабру. Хватаю то, что привычней, – и вперед, на грабительство. Разровняли грунт рабочие на славу: лишней кучки не нашла, а вот мусор неучтенный или вновь приобретенный обнаружился. Пока я сгоняла его в кучу с краю, из-за угла появилась тарахтелка. Это потом я узнала, что маленькая тяжелая машинка на полозьях тут, у брутальных строителей, называется виброуплотнитель. Восхитительный агрегат милостиво доверили мне. Правда, не гравий уплотнять, а лишь перегнать его до следующего участка.

Тарахтелка мне не понравилась – уж слишком упрямая: весит много, не поспоришь, а движется только туда, куда ее безглазая канистра смотрит. Но управилась – доставила на место, правда, пока мы медленно ехали, фотографы чуть не заснули на солнцепеке. Проснулись, лишь когда на каток полезла. Порулить его не дали – тут можно всю свеженаведенную красоту свернуть вмиг, а вот посидела вволю и даже за рычаги подергала. В общем, наигралась – еще один пункт из списка детских мечтаний можно вычеркивать. В это время мимо прошел мой практикант с лопатой на плече – быстро справился, видимо, не так уж и страшно я с гравием нахимичила. Авось в помощь ему.

Плитку укладывать и бордюры ставить не дали – говорят, сто килограмм один камешек весит, не управиться. Да и солнце уже в зенит вошло, а значит, пора в тень убегать – на законный рабочий строительный обед. Ну и на журналистский, конечно!

Ирина БАГРИЧ

Михаил Балдин, прораб:

- Как от жары спасались? Перебежками, в основном. Солнце на одной стороне дома – мы на другую бежим. Так и работали. Рабочие у нас хорошие – стойкие, опытные. Не жаловались, работали на совесть.

Вячеслав Стужук, практикант:

- Я из Няндомы приехал учиться в АГТУ, вот от университета практику и прохожу. Практиковался в Архангельске, Нарьян-Маре, теперь вот здесь. А потом вернусь в Няндому, там дома строят по новой технологии, так что без работы не останусь.

Денис Курганов, водитель катка:

- Наушники? Они нужны, чтобы не оглохнуть, – шум от катка стоит ужасный. Водить его несложно, хоть и тяжелый, но двигается легко – усилитель руля здесь стоит хороший. Жара? Измучила, это точно. Зато такой загар у нас у всех! Спасают перекуры, когда можно водой облиться.

Александр Иваныч, рабочий:

- Дача? Да, есть у меня дача. После такой работы грядки уже забавой кажутся. Какие там хлопоты? Весной вскопал, осенью выкопал – пустяки.