Вечерний Северодвинск
Номер от 15 июля 2010 г.

В духе Сергея Сюхина
Профессионалы и любители давно ценят в работах художника Сергея Сюхина «изящество и широту»

Сергей Сюхин в своей архангельской мастерской. Фото Сергея Доморощенова
Сергей Сюхин в своей архангельской мастерской. Фото Сергея Доморощенова

Профессор Поморского государственного университета доктор философских наук Николай Теребихин добавил: «Глубинная русскость творчества С. Сюхина, органическая связь его с душой и характером русского народа коренятся в религиозном миросозерцании художника, в животворных истоках веры православной, воплощенной в образе Святой Руси».

РОДИЛСЯ С.Н. Сюхин в деревне Пучуга Верхнетоемского района. После окончания Абрамцевского художественного училища имени Васнецова осел в Архангельске. Здесь стал известен как книжный график и живописец. Давно живет на «вольных хлебах». Ему предлагали переехать в Москву и стать главным художником журнала «Северные просторы», но он предпочел свободу и жизнь на родном и любимом Севере. Сергей Сюхин - главный художник фундаментальной Поморской энциклопедии; автор скульптуры Степана Писахова, что стоит на Чумбаровке; старается, чем может, помогать своей малой родине. По его проекту создан в восьмидесятые годы в Пучуге памятник погибшим на Великой Отечественной войне; в девяностые годы во многом благодаря его стараниям открыт в селе филиал областной школы народных ремесел. Сергей Никандрович никогда не считал себя городским жителем, а десять лет назад и вернулся в Пучугу, и прописался там. В Архангельске его видят теперь реже, чем в Пучуге.

- Сергей Никандрович, в документах Стоглавого собора, состоявшегося в 1551 году, записано: «Подобает живописцу быть смиренну, кротку, благоговейну, не празднословну и не смехо¬творцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийцу. Наипаче же хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением». Как, удается ли выполнять этот завет?

- Это об иконописцах речь. Они и постились перед тем, как за икону взяться… Мы-то, современные художники, по сравнению с ними те еще грешники. Но чистоту души хочется сохранить, необходимо сохранить, ведь и смысл всей жизни нашей - в спасении души.

- Давний проект творческой мастерской Сергея Сюхина, поддержанный в свое время Ломоносовским фондом, включает в себя сельскую картинную галерею, работы из которой видели жители не только Верхнетоемского, но и соседних районов, и филиал «школы Бурчевского». Скажите, пожалуйста, что с проектом?

- Он не заброшен. И не мог быть заброшен. Но проблемы есть. Жизнь-то на селе тяжкая, детей стало в нем меньше, а значит - и в филиале школы ремесел. К тому же, там не преподает теперь Донат Петрович Головин - вышел на пенсию; Пучуга большая, за восемь километров ездить в школу не так-то ему просто, и заниматься с парнишками берестой теперь некому, к сожалению. Но ткачеству, вышивке и росписи по дереву по-прежнему учат детишек Галина Николаевна Сюхина (не родственница, у нас там много Сюхиных) и Тамара Викторовна Шумкова. А вместе с ученицами и их матери стали приходить на занятия. Такое нововведение в филиале.

Пучужские работы видят на выставках зрители в Архангельске. Выпускники школы получили звания подмастерьев и мастеровых, продолжают учебу в Поморском государственном университете на факультете технологии и предпринимательства, в Каргопольском колледже культуры, становятся преподавателями. В общем, труды наши в филиале не напрасны. Главное - ремесла не забываются, например знаменитая пучужская роспись. Родители гордятся своими детьми…

Мне хотелось смягчить те социальные конфликты и потрясения, которые неизбежно сопутствуют глобальной реформации нашего государства. Отчасти это удалось.

Картинная галерея была открыта благодаря помощи губернатора Анатолия Антоновича Ефремова в пучужском клубе после его капитального ремонта. Но раз село хиреет, клуб закрыт. И второй клуб закрыт, остался Дом культуры, который скоро развалится. Однако в центре села освободилось одно из двух зданий школы (бывшая Петропавловская церковь), есть намерение сделать там краеведческий музей и картинную галерею.

В девяностые годы - в начале этого века к нам ездили на пленэр московские студенты-художники. Есть у верхнетоемской власти план провести в следующем году международный пленэр. Почему бы и нет?.. К слову сказать, бывая в Москве на выставках, я вижу там картины на пучужские мотивы (какая радость для моей души!) - даст Бог, новые работы с этими мотивами появятся.

- Работы каких художников собраны вами?

- Подарки наших архангельских - Дмитрия Ширяева, Михаила Баранчеева, Григория Рябоконя, Юрия Софронова, Ивана Архипова. Это всё имена. Как и северодвинцы - Юрий Ломков, Александр Малетин. Есть также картины норвежцев, москвичей, украинцев.

- А что будет в краеведческом музее?

- Достаточно сказать, что северную русскую деревню - колыбель духа нации - запечатлели художники Серов, Коровин, Билибин, Рерих, Верещагин и другие. Надо, чтобы материалы, связанные с их творчеством, были в музее.

- Когда зрители увидят в Архангельске вашу персональную выставку?

- Небольших-то выставок у меня немало было, я открывал площадки в «Пур-Наволок-отеле», в Ломоносовском фонде, Норвежском центре, гостинице Артелекома; за мной другие художники туда пошли. Будет и большая моя выставка. Готовлюсь к ней.

- В нашем возрасте одни творческие люди говорят, что главное уже сделано, другие полагают, что главное еще впереди, - у вас как?

- При том, что есть известные мои работы, которые, кажется, не переплюнуть, думаю, что у меня многое впереди. Нагуливается дух, есть опыт и, не будем скромничать, мастерство, поэтому точно - впереди и лучшая книга, и скульптура, и живопись. Я вступил в расцвет сил.

- В мае-июне вы участвовали в работе Первого Славянского форума изобразительных искусств «Золотой витязь», который подготовил актер и режиссер Николай Бурляев, Четырнадцатого Всемирного Русского народного собора. Расскажите, пожалуйста, о ваших московских впечатлениях.

- В конце восьмидесятых-начале девяностых годов прошлого века слова «патриот», «патриотизм» были ругательными. Но участники патриотического движения в Архангельске, куда я входил и вхожу, приглашали к нам Николая Бурляева, Владимира Гостюхина, Александра Михайлова и других замечательных личностей, чтобы вести разговор о России, о сохранении ее духа, о наших корнях. С Николаем Петровичем я и мой товарищ архангельский музыкант Валентин Зеленов связь поддерживали. Бурляев нынешней зимой опять в Архангельск приезжал. Пригласил меня поучаствовать в работе этих высоких форумов. Их приветствовали президент России Дмитрий Медведев, другие руководители государства. Патриарх Кирилл обратился с приветствием к «Витязю».

- Работы художника Сюхина были представлены на «Золотом витязе»?

- Да. В частности, те, что связаны с творчеством Федора Абрамова. На мой взгляд, они не затерялись среди других в Студии военных художников Грекова на выставке «Любовь к Отчизне». По-моему, в московскость мне удалось внести северный дух, за что и получил в Кремле, в Грановитой палате, диплом.

Форум - это махина: приехали и музыканты, и актеры, и художники, писатели с Балкан, из Беларуси, Украины, Польши, других стран. Бурляев - борец, сам витязь. Благодаря таким людям, как он, благодаря любви и единству спасемся. Таким был девиз форума искусств: «Любовью и единством спасемся».

На «Витязе» образован Союз деятелей славянской культуры «Золотой витязь», куда я тоже вошел. Ему надо работать на местах постоянно под девизом «За нравственные, христианские идеалы, за возвышение души человека». Привлекаются и будут привлекаться к нашей деятельности не только славяне: если устремления совпадают, если хочется возвышать душу человеческую, то неважно, откуда люди - из Америки, Израиля или еще из каких-то стран.

Всемирный Русский народный собор прошел в Храме Христа Спасителя по программе «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества». Конечно, много умного там говорилось. К примеру, о проекте закона об ювенальной юстиции, который разработан в Общественной палате. Упаси Бог нас от этого закона: детей и родителей можно будет некоммерческим общественным организациям, многие из которых работают на западные деньги, делать врагами, разъединять их и отправлять детишек за границу, где уже даже однополые семьи разрешены, как в Америке. На Украине такой проект не прошел, и нам надо восстать против него. Надо же думать о будущем России. А для этого - объединяться тем, кто хочет добра. Зла в мире гораздо меньше, но оно более организованно. Надо ему противостоять.

Сергей ДОМОРОЩЕНОВ