Вечерний Северодвинск
Номер от 1 июля 2010 г.

«Марафон» за солью и милость к падшим
Прочитал быль Михаила Яковлева под названием «Пахарихи» («ВС» от 24 июня) и вспомнил рассказы мамы, Марии Васильевны Григорьевой, о деревне военной поры.

В колхозе за работу практически не платили. Но выбора у крестьянина не было, обязательный минимум трудодней требовалось выполнять – иначе могли самое меньшее поставить вопрос о праве пользования сенокосом и пастбищем, об уменьшении размера приусадебного участка. А ведь огороды, картошка спасли тысячи людей в тылу от голодной смерти.

Чтобы была возможность купить крайне необходимое, например соль, спички, керосин и прочее подобное, женщины и дети лет с одиннадцати, как бурлаки, тянули на деревянных санках картошку на рынок в райцентр Козловка – за 20 верст. Труден был путь, наши чувашские места недаром называют волжской Швейцарией: спуски, подъемы, балки, овраги… Уходили ночью, утром продавали, покупали нужное и поздно вечером возвращались домой. В общем, за неполные сутки – марафон с санями.

Запомнилось в рассказах мамы и другое. В Козловке был лагерь немецких военнопленных. Когда женщины проходили мимо побежденных врагов, те молча – видимо, им запрещалось разговаривать с гражданскими – протягивали руки. И женщины кидали им картошку. Среди них и моя бабушка Анастасия Семеновна Ярзукова. А ведь ее муж, мой дед Василий Иванович Ярзуков, как раз тогда был из госпиталя выписан домой помирать и лежал на печке, почти не вставая; двое старших сыновей – Иван и Николай – воевали. Но милосердие было выше всего – и конвой тоже не препятствовал сердобольным женщинам, хотя наверняка и у этих советских солдат сыновья, отцы, братья были на фронте, может быть, кто-то и погиб…

И как же больно видеть, что наш народ исчезает, зная, что наши отцы и деды преодолели такие испытания и остались сильными и благородными.

Юрий ГРИГОРЬЕВ