Вечерний Северодвинск
Номер от 24 июня 2010 г.

Пахарихи. Колхозная быль
Было это во время войны. Алексей шел по лесной дороге домой. В лесу он выбирал и рубил березы на заготовки для полозьев саней. За день находился и намахался топором, устал. Но был доволен: березняк попался хороший.

Наступали сумерки.

Вдруг видит Алексей, как навстречу по дороге вереницей идут лошади, впряженные в олуки, за которыми тащатся прицепленные к ним плуги. А за лошадьми за¬плетающимся шагом колхозные жёнки-пахари. Остановился Алексей: «Ну, добродился по лесу! Блазниться начало!» Но нет, идут! Удивился Алексей: дальше в лесу никаких полей!

- Жёнки, вы куда?

- Домой, куда же еще? Едва ноги волокем, - отвечают пахарихи. – А ты сам-то чей будешь?

«Умом тронулись! Даже не узнают!» - подумал Алексей. И дрогнувшим голосом обратился к пахарихам:

- Жёнушки, родненькие, послушайтесь меня, давайте вместе пойдем. Ведь вы не домой, а от дома идете. В лесу никаких полей дальше нет, а вот медведица с медвежатами бродит… Давайте я вас до дому доведу.

Услышав о медведице, послушали жёнки «незнакомого» мужика, повернули обратно.

В деревне у подклета, где хранились плуги, выпрягли лошадей… И вновь остановились: забыли, куда вести лошадей и куда самим идти… Отвел их Алексей до конюшни, сдал коней конюху, женщин развел по домам, а сам пошел к председателю колхоза. Рассказал ему все. И заявил решительно:

- Если они совсем с ума сойдут или, не дай бог, помрут, я им на памятнике напишу, что не только Гитлер, но и мы с тобой их доконали. Завтра же им полный выходной дай и подкорми чем можешь…

Назавтра у всех пахарих топились бани. Потом был общий бригадный обед со всеми детьми. А через день все пахарихи пахали очередное поле.

Михаил ЯКОВЛЕВ