Вечерний Северодвинск
Номер от 10 июня 2010 г.

«Беги, солнышко, других радовать»
8 июня свой профессиональный праздник отмечают социальные работники России

 Нелли Дмитриевна: «Ходить тяжело, я падаю постоянно. Огорчает, конечно, это, но мы пытаемся не унывать». И Ольге Земляковой за это спасибо.
Нелли Дмитриевна: «Ходить тяжело, я падаю постоянно. Огорчает, конечно, это, но мы пытаемся не унывать». И Ольге Земляковой за это спасибо.

«Сейчас я в магазин заскочу и пойду к первому подопечному, - раздается в телефонной трубке, - так что минут через двадцать буду ждать вас у подъезда. Успеете?»

Спустя треть часа мы с Ольгой Земляковой уже стояли перед дверью нужной нам квартиры.

За пять этажей, что мы преодолели, много о службе соцработника узнать не удалось. Шли, что говорится, в темную.

Нина Павловна и ее сын Николай: «Если бы не Олечка, то не знаю, как и жили бы!» Фото Валерия Уткина
Нина Павловна и ее сын Николай: «Если бы не Олечка, то не знаю, как и жили бы!» Фото Валерия Уткина

«Дура, мы же инвалиды!»

Первыми клиентами оказались супруги Нелли и Виктор Чибизовы. Хозяин чистенькой, без единой пылинки квартиры ослеп много лет назад, передвигается только при помощи жены. Но и из нее поводырь худой, после паралича у женщины почти полностью отказала левая нога.

- На улицу уже давно нос не высовываем, - рассказывает Нелли Дмитриевна, пока социальный работник выкладывает на кухне купленные продукты, - ходить тяжело, я падаю постоянно. Огорчает, конечно, это, но мы пытаемся не унывать. Иногда настолько в этом деле преуспеваем, что Виктор Игнатьевич говорит мне шутя: «Хватит, дура, смеяться, мы же инвалиды!»

К этому моменту на кухонном столе появилось полкило мяса, квас и хлеб. С бутылкой напитка Нелли Дмитриевна сразу же отправилась к мужу. Мы тем временем уточняем систему закупок.

- За день или два обзваниваю всех подопечных, спрашиваю, что им необходимо, - поясняет Ольга Юрьевна, - закупаюсь строго в день визита, чтобы продукты были свежими, на что и в магазине внимание обращаю.

Жаловались ли, что купила не то, что надо? Бывало. Если это клиенты с моего участка, то я уже примерно знаю их вкусы, могу взять на себя смелость и сделать покупку на свое усмотрение. Сложнее, когда подменяешь коллегу. В этом случае, не найдя требуемого продукта, стараюсь уточнить заказ. Если это нельзя сделать удаленно, по тому же телефону, то сначала заношу часть продуктов и, спросив, отправляюсь в магазин повторно. Уже у клиента все записывается в тетрадку, туда же прикрепляются чеки, а ниже ставится его подпись.

В подтверждение этого вернувшаяся с початой бутылкой хлебного напитка хозяйка ставит закорючку в школьном «документе».

Отведав фирменного чая-настоя из шиповника, чаги и рябины, покидаем квартиру.

- Вот приятно посещать таких людей, - уже в подъезде, не скрывая радости, делится Ольга Юрьевна. - Нелли Дмитриевна, игнорируя все невзгоды, всегда излучает хорошее настроение. А на это, согласитесь, не всегда и здоровый человек способен.

Нина Иннокентьевна: «Давай, солнышко, сюда тетрадку, заполним, да беги скорее других радовать…» Фото Валерия Уткина
Нина Иннокентьевна: «Давай, солнышко, сюда тетрадку, заполним, да беги скорее других радовать…» Фото Валерия Уткина

«Стыдно перед соседями»

Пока добираемся до следующего адреса, Ольга Землякова рассказывает об обязанностях социального работника.

- В основном это, конечно, доставка продуктов и лекарств, оплата коммунальных счетов. Если у подопечного нет родственников или отношения с ними испорчены, мы помогаем и по хозяйству. Регулярно проводим уборки, мелкий ремонт даже бывает. Но все-таки у большинства помощники имеются, поэтому мы выполняем только курьерские функции.

Следующими клиентами социального работника оказываются Нина Павловна с сыном Николаем Николаевичем.

Их образ жизни также можно назвать затворническим. Тяжелейшая форма бронхиальной астмы поставила жесткий запрет на уличных прогулках.

- У сына легкие работают лишь на двадцать процентов, у меня на сорок, - сетует Нина Павловна. - Коля меня выгоняет на скамейку перед домом, а мне страшно. Страшно, да и стыдно перед соседями на костылях ходить. Вон год назад решилась выбраться до магазина, так на его крыльце и рухнула. Сын почти волоком, за воротник плаща, меня до дома тащил. Ногу в тот раз сломала. Так что если бы не Олечка, то не знаю, как и жили бы. А так и продукты имеются, да и поговорить с ней, пока производим расчеты, всегда приятно.

Кстати, недавно, на день рождения сына, получили от отдела социальной защиты подарок – гречку, другие крупы, консервы, сгущенное молоко и прочие продукты. Для нас, инвалидов-пенсионеров, такой подарок как нельзя кстати…

- Нина Дмитриевна, за квартплату денежку сегодня дадите? – перебивает Ольга Юрьевна. - Или в другой раз?

- Нет, солнышко, в другой раз, вон под слоном лишь триста рублей осталось, - кивает на статуэтку животного, горделиво расположившегося на столе, Нина Дмитриевна, - давай на следующей недельке расплатимся…

На том и расстались.

Продавцы всегда рады помочь социальным работникам выбрать товар. Фото Валерия Уткина
Продавцы всегда рады помочь социальным работникам выбрать товар. Фото Валерия Уткина

Олечки-помощницы

Следующая точка маршрута – дом напротив. Там нам дверь и вовсе никто не открывает, потому как ни одна и не заперта. Хозяйка ожидает Ольгу Юрьевну на кухне.

- Добрый день, Нина Иннокентьевна, я к вам сегодня не одна, а с двумя молодчиками из газеты, - предупреждает соцработник, пока мы топчемся в подъезде. - Вы не против?

- Да что ты, естественно, нет, проводи гостей скорее, Олечка, - слышится в ответ.

Оказавшись внутри, первым делом оценили окружившие нас интерьеры. На полу ламинат, в окнах стеклопакеты, видневшаяся из коридора комната красуется свежим ремонтом, а две ее стены полностью скрыты за кружевным тюлем.

- Шикарно у вас, - констатируем факт.

- Это все дочке моей Ольге спасибо, это она меня оберегает, - с нескрываемой гордостью рассказывает женщина. - Она для того, чтобы это все было, на двух работах трудится. Да и квартиру эту мне покупала с той целью, чтобы я поближе к ней была. Теперь мы соседи – она этажом выше меня живет. Каждый вечер меня посещает, а если не сможет, то внук Артем обязательно заскочит. Но от этого не менее ценны становятся визиты и этой Олечки. Всегда словом поддержит, поможет, если надо. Давай, солнышко, сюда тетрадку, заполним, да беги скорее других радовать…

В этот день Ольга Землякова «пробежалась» еще по восемнадцати подопечным…

Павел РАШЕВ

8 июня 1701 года Петр Первый издал Указ «Об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых».

Государь указал: «…в домовых Святейшего Патриарха богадельным нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей, и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриарши домовые казны…»

На реализацию муниципальной целевой программы «Социальная поддержка населения Северодвинска на 2008-2010 годы» в 2009 году из средств местного бюджета было выделено 15290,4 тыс. рублей.

На адресную помощь одиноко проживающим пенсионерам и инвалидам, а также семьям с детьми-инвалидами было потрачено 149 тысяч рублей, 1456 детям из малообеспеченных семей и семей социального риска – 1256,4 тыс. рублей.

Кроме того, денежные выплаты, талоны на продуктовые наборы, горячее питание и комплекты для новорожденных получили еще 1078 человек - на общую сумму 1,8 миллиона рублей.