Вечерний Северодвинск
Номер от 3 июня 2010 г.

Великовозрастный цинизм
Несколько лет назад в Архангельске от голода умер годовалый ребенок. Участковый врач просто заметил: «Есть семьи и похуже…»

КАЖДЫЙ ГОД 1 июня страна отмечает День защиты детей. И практически каждую неделю суды выносят приговоры по уголовным преступлениям в их отношении. Вот только два примера вопиющего равнодушия взрослых к детской судьбе. Оба дела рассмотрены Архангельским областным судом в течение минувшего месяца, сообщает пресс-служба ведомства.

Знали все, и все молчали

По одному из поселков области поползли слухи, мол, местный житель пожилого возраста щедро привечает в гостях школьниц. А девочку-пятиклассницу, по словам ее подруг, изнасиловал.

Если кто-то решил, что следственная группа немедленно выехала на место преступления, то он ошибся. Учителям (в том числе социальному педагогу) и сотруднику милиции девочка сказала - ничего не было. На том все и закончилось. Официальные лица предпочли не заметить, что у девочки почти нет родных и друзей, она фактически предоставлена себе, могла испугаться, не решилась сказать правду, стыдясь того, что произошло.

Следует отметить, что по материалам дела как минимум еще одну девочку несовершеннолетняя любительница спиртного, регулярно гостившая у дяди и именовавшая его своим родственником, не только угощала алкоголем, но и уговаривала остаться ночевать у него в гостях. Но та испугалась и убежала. Другая убежать не смогла, она спала, накачанная спиртным.

Уголовное дело возбудили спустя два года. Крошечный поселок, одна школа на две улицы. Кстати, осужденный был ближайшим соседом учительницы, которая первой от подруг девочки узнала об изнасиловании. Та и не отрицает, что в гостях у мужчины регулярно бывают школьницы. Давно, мол, заметила.

На суде юные любительницы спиртного оговаривали изнасилованную девочку, утверждая, что та, дескать, сама хотела… заработать. Что и говорить, наставник вырастил достойных питомиц.

Суд расценил показания юных свидетельниц, а также еще ряда свидетелей, стремившихся доказать, что малышка, мол, сама за деньги вступила в половую связь с незнакомым ей мужчиной, как недостоверные.

Материалы дела наглядно демонстрируют: спустя несколько дней после изнасилования о преступлении знал едва ли не десяток человек, в том числе взрослые. Но никаких реальных попыток защитить права ребенка, изобличить преступника никто из них предпринял. Не хотел лишних проверок, а может быть, хотел сберечь репутацию школы.

Все эти люди успешно трудятся и наверняка не чувствуют какой-то вины. По приговору суда ближайшие восемь с половиной лет дядя проведет вдали от детей.

«Половина девочки»

Именно так называлась статья, опубликованная в нескольких федеральных СМИ. Журналисты и представители благотворительного фонда собрали более двух миллионов рублей, необходимых для проведения сложных восстановительных операций за рубежом для девочки, у которой нет ничего ниже пояса.

Все начиналось банально. Молодая мамаша с двумя детьми от разных мужей, неравнодушное отношение к спиртному, любовь к праздности и развлечениям. Дети у родни или в полупустой комнатке, которую снимала мать. Дверь комнатки можно открыть гвоздем.

Однажды мать в очередной раз отправилась выпить с приятелями. Старшая восьмилетняя девочка осталась дома одна. Проснулась оттого, что в комнату ломился мужчина, близкий знакомый ее мамы. В ту ночь молодой отец двоих детей, работник локомотивного депо, выпил невероятное количество спиртного... Всю ночь он глумился над второклассницей. А утром, придушив жертву, бросил на нее одеяло, разбросал обрывки газет и уложил обогревательным элементом вниз включенную электроплитку…

Прибывший на место пожарный расслышал утробный крик о помощи и, сдернув одеяло, увидел обугленное тело.

Девочка помнит лишь, что проваливалась в забытье, – это мамин друг душил ее. А затем помнит, как пришла в себя от боли, не чувствовала ног, помнит больницу. Когда она в очередной раз пришла в себя, то сказала одной из сотрудниц больницы, что ее изнасиловали.

В Москве девочке ампутировали ноги. Сейчас она в Германии. Наверное, впервые в жизни пребывает в уютной, комфортной обстановке, в окружении заботливых взрослых.

Ее сестренку воспитывает бабушка.

Подсудимый мерзавец вину свою признал. Ранее он не¬однократно кодировался от алкогольной зависимости. По приговору суда в колонии строгого режима мужчина проведет 15 лет. А объяснить, что толкнуло его на преступление, он не может.

Мать, оставляющая ребенка в квартире, которая открывается гвоздем, ради того, чтобы провести ночь в баре, – это ли не предмет интереса представителей органов опеки, учителей, родных?

И еще. Мать девочки, прилетевшая, по словам бабушки, на суд специально из Германии и прекрасно знавшая о времени и месте судебного заседания, до него не доехала. Коротала время где-то в другом месте.

Марина НЕВЕРОВА

По материалам пресс-службы Архангельского областного суда