Вечерний Северодвинск
Номер от 27 мая 2010 г.

«Мультики» под газом и пьяный с коляской
31 мая подразделениям МВД по делам несовершеннолетних исполняется 75 лет

Педагог в погонах. Эпизод рабочего дня инспектора Дмитрия Лазарева. Фото Станислава Зелянина
Педагог в погонах. Эпизод рабочего дня инспектора Дмитрия Лазарева. Фото Станислава Зелянина

Подразделения по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел созданы постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» от 31 мая 1935 года. Как и другие праздники, собственный солидный юбилей педагоги в погонах встречают в работе. С какими же проблемами приходится им сталкиваться в памятный для их подразделения год?

«Припугните внука!»

От рассказа журналисту о повседневной работе начальника отдела по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности УВД Северодвинска Светлану Канцевую отвлекает телефонный звонок. Звонит бабушка – опекун собственного внука. Требует прислать инспектора, чтобы… напугать парня. Не учится, ничего не делает, ее не слушает. Она же, бабушка, на неделю по делам уезжает, а родная мать мальчика – инвалид, так вот надо, чтобы милиционер побеседовал с парнем, а если можно, то и проследил за ним…

А как подростка напугаешь, если он собственных родных не то что не боится, но и не любит и не уважает? Вот одна из главных тревог и для Светланы Валерьевны, и для ее заместителя Вадима Мартынова.

- Когда они пьют пиво и ругаются при старших, на кого они плюют? На правительство? Да нет же, на своих родителей! – говорит майор Мартынов. Резко, но справедливо.

За кадром остается еще и то, что участки, за которые отвечает каждый инспектор, в несколько раз превышают подведомственные территории «взрослых» участковых; и то, что разрекламированное центральными СМИ сокращение органов внутренних дел может сделать ситуацию еще более сложной.

Рожи страшные, гробы летают…

Старший инспектор Диана Троянова отмечает и новую печальную моду буквально последнего полугодия: дети и подростки стали употреблять… газ для зажигалок. Запаха нет, распознать такое опьянение сложнее. Пугающие последствия те же, что при традиционной токсикомании. «Цветные» «мультики» быстро сменяются мрачными галлюцинациями: рожи страшные, гробы летают. Весьма страдает и физическое здоровье. А бросить уже тяжело, «ломает»-то, простите, не по-детски.

Еще одна тревожная новация последних лет: уже не редкость не только мамы, в одиночку воспитывающие детей, но и мужчины, чьи жены махнули рукой на ребенка. Есть и старые, но развивающиеся печальные тенденции. Немало, например, детей, правонарушения которых вызваны медицинскими проблемами – невропатологией. Им нужна квалифицированная и своевременная помощь при обострениях, но сами родители порой не обращают на это внимания. При всем этом не удивительно и то самое неуважение к родителям.

Недавно Диана Леонидовна доставила домой нетрезвого подростка. В квартире – пьяный отец, еле расписался в «получении». Милиция уходит – и слышит, как папаша (!) говорит сыну: «Бить будешь?..» Наверное, даже невинная ситуация, когда ребенок признается, что больше папы и мамы любит кота Тишку, тоже не вполне нормальна…

Да, закон позволяет наказывать родителей, в том числе за правонарушения детей. Но действует это в воспитательном плане лишь на тех, в ком еще сохранилось живое, теплое чувство к собственному ребенку.

Закон мягок, но это закон?

Пока беседуем с Дианой Леонидовной, инспектор Андрей Савкин в своем кабинете ведет воспитательную беседу не с ребенком, а с мужчиной лет сорока. Впрочем, поступки «героя» вполне инфантильны – и это самое мягкое, что можно сказать. Жена на работе, доверила малыша ему, отпускнику. Он вышел на улицу погулять с коляской – пьяный. Чудом под машину не попал, был задержан милицией… Потому Андрей Юрьевич думает, что в числе проблем – либерализм законодательства и судебной системы, на деле совсем не обеспечивающий права ребенка. Наказать можно в административном порядке в чем-то ошибившегося родителя или в уголовном – отпетого изувера. А с того, кому просто наплевать на ребенка, по сути, взятки гладки. Даже к ограничению и лишению родительских прав многие мамаши и папаши относятся предельно равнодушно – хотя есть и иные, обнадеживающие примеры, когда во взрослых людях просыпается все же родительское чувство. Статья 156 Уголовного кодекса «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» ведет речь о «жестоком обращении» - то есть, с точки зрения судов, о побоях. А папаша, шедший пьяным с детской коляской по проезжей части, не жесток? Для суда – нет, и наказан он может быть лишь чисто символически. А может быть, помог бы гласный и освещенный в СМИ суд над такими нерадивыми родителями?

Даже забота о детях может быть патологической. Дело даже не только в гиперопеке. Вот случай из опыта инспектора Дмитрия Лазарева. Ребенка сверстник обозвал как-то, тот вполне расчетливо сломал обидчику нос, а родители целиком на стороне чада: молодец, мужик, так и надо…

Да и к несовершеннолетним правонарушителям закон иногда слишком снисходителен, думает Андрей Савкин. Вон, в соседнем доме живет юный вор, изобличенный в десяти эпизодах краж. Но во всех случаях дело прекращалось за примирением сторон, в случае с несовершеннолетними такая возможность есть. Казалось бы, соображения гуманные: зачем ломать судьбу парню? Но в итоге в юной душе уже воспитано циничное убеждение в праве воровать безнаказанно…

Что же остается? Искать все же и находить общий язык с ребенком, родителями, всей семьей. Инспектор должен это делать.

А еще надо просто любить детей, говорят инспектора.

И наши педагоги в погонах умеют это делать.

Станислав ЗЕЛЯНИН

P.S. «Вечерка» от души поздравляет сотрудников ОДН с их профессиональным праздником. Наш отдел по праву известен как лучший в Архангельской области – здесь собран коллектив самый квалифицированный, опытный, стабильный. И, что особенно важно, действительно любящий свое дело и своих подопечных.