31 мая в Архангельске начнет работать группа Научно-исследовательского центра чтения и современного рынка печати из Москвы. О задачах, которые собираются решать исследователи, наш корреспондент беседует с директором центра доцентом Евгением Бахановым.
- Евгений Андреевич, чем занимается ваш центр?
- Всем спектром проблем книжного дела и медийного пространства. Занялись мы этой тематикой шесть лет назад. Слишком поздно, так как к этому времени кризис чтения в нашей стране, когда-то считавшейся самой читающей страной мира, достиг весьма опасного уровня. Уровня, угрожающего национальной безопасности.
- Неужто все так серьезно? Казалось бы, где национальная безопасность, а где книжки с газетами…
- Не все еще осознают, что только читающая нация дарит миру нобелевских лауреатов, выдающиеся научные и технические открытия, шедевры культуры мирового уровня. Нечитающему же народу уготована роль страны отверточных технологий, поставщика сырья и дешевой рабочей силы. Читающая нация вырастает из читающих детей. Но у нас в досуговых предпочтениях детей, подростков и молодежи чтение давно находится в последних строчках рейтинга. А средний возраст аудитории качественной прессы – более 45 лет.
Причин резкого падения мотивации к чтению много. Одна из главных – снижение доверия к печатному слову. У читателей старшего и среднего поколения все-таки еще сохраняются остатки уважения к периодической печати, а вот молодежь ею практически не интересуется. И здесь виновата во многом сама пресса. Она мало пишет о молодежных проблемах, не предоставляет молодежи трибуну для диалога с властью. Политики и чиновники, общаясь с молодыми согражданами, нередко вспоминают крылатую фразу советских времен: «Молодежь – будущее страны». Вот только это будущее отдано на воспитание улице, ночным клубам и криминалу.
- Мрачновато. А есть у вас ответ на вопрос, как выйти из такой ситуации?
- Ответ ищем. Не столько силами своего центра, а и совместными усилиями всех тех, кто прессу читает, издает и продает. Правительственная «Российская газета», Союз журналистов России, Гильдия издателей периодической печати обратились к нам с предложением провести широкомасштабное изучение мнений медиасообщества и читательской аудитории.
- А какую программу намечено реализовать в Архангельске?
- Нам хотелось бы провести «круглые столы» на тему доверия читателей (зрителей, слушателей) к современным российским СМИ в двух архангельских вузах и областной научной библиотеке, а также анкетирование их участников. Письма с просьбой о согласии на их проведение я направил ректорам вузов, директору областной научной библиотеки. Надеюсь на поддержку. Планируем провести анкетирование учащихся 10-11-х классов в двух школах.
Специальная анкета разработана для опроса продавцов газет и журналов в розничной торговле. Хочется надеяться, что в качестве экспертов местного рынка периодики нам не откажут во встрече редакторы влиятельных местных общественно-политических газет, УФПС и руководители частных структур распространения прессы.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!