Вечерний Северодвинск
Номер от 8 апреля 2010 г.

Праздник в особом режиме
Дорога к храму через беломорскую вахту

Крестный ход: перед Богом все равны… Фото Владимира Ларионова
Крестный ход: перед Богом все равны… Фото Владимира Ларионова

«Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ...» - на ступенях собора мой шепот не слышен за голосами тех, кто знает все слова и умеет их петь. А я еще только учусь радоваться празднику воскресения, делая это не очень прилежно. И еще мешает рабочий блокнот, который ждет пометок, и надо кого-то о чем-то спросить. Но это неуместно в час, когда у истинно верующих говорит душа.

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

Выручает коллега Екатерина Пиликина, экскурсовод моей первой встречи с храмом, дорога к которому ведет через беломорскую вахту — с Николо-Корельским монастырем.

Нас сегодня немного — один небольшой автобус провез прихожан-заводчан по темным улицам Севмаша к белокаменной святыне на территории транспортного цеха. Это его производственного назначения прожекторам надо сказать спасибо за то, что стали украшением ночного города купола Никольского храма. А за сохраненную мощь и красоту его даже атеист обязан поблагодарить ту силу, в которую он лично верит. За то, что пережили вековые стены общежитие, тюрьму, колонию для «дефективных» детей, сельскохозяйственную коммуну «Искра» и прочее перепрофилирование безбожного времени. И не рухнули от двух целенаправленных взрывов. Даже если ты считаешь высшей силой разум человека, перед творением его рук у стен собора, в центральном приделе нужно снимать шляпу. Но женщине в храме это не положено.

В отреставрированном приделе Антония и Феликса подготовка к пасхальной службе напоминает уютное и несуетное домашнее торжество.

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

Прихожанки снимают верхнюю одежду — здесь тепло, переобуваются в сменку и называют друг дружку «матушка». Еще есть время, чтобы написать записки и поставить свечки. Достаю кошелек — где касса?

- У нас здесь все «на жертву». Возьмите, что нужно, и положите сколько можете. Кто сто рублей пожертвует, кто копеечку, – у одной из постоянных помощниц настоятеля храма отца Александра есть минутка для разговора. - Тяжело мой возраст приходит к вере. Да я и сама только в пятьдесят шесть лет покрестилась. А до этого знаете, чем занималась? Парапсихологией! И куда мы только не заходили! В общем, сидели по горло в... туалете и просили друг дружку не гнать волну. Пока однажды знакомая не посоветовала: «Иди в храм». Нас, помощниц, немного: Галина, две Александры, Серафима, Фаина, Лидия, еще одна Галина... вот, кажется, и все. Но мы очень сплоченные. Что делаем? Все, что надо. И полы моем, и чаем заводчан поим по четвергам.

- По четвергам во время обеденного перерыва автобус собирает желающих и везет сюда на службу, - добавляет Екатерина. - А чай здесь какой-то необыкновенный.

- Есть у нас секрет, - улыбается бабушка.

...В положенный для этого момент праздничной службы каждому из присутствующих достается икона. Выстроившись по их чину, невзирая на чины заводские, идет пасхальный крестный ход вокруг Николо-Корельского монастыря. И в Центре атомного судостроения звучат не поддающиеся расщеплению главные слова веры, живущей на берегу Никольского устья уже шесть веков: «Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ...»

Ольга ЛАРИОНОВА

Спасибо пресс-службе Севмаша и всем, кто дал добро журналистам «Вечерки» на допуск к храму «особого режима». С праздником вас!