Вечерний Северодвинск
Номер от 1 апреля 2010 г.

А так играть не стыдно?
Валентин Ярюхин поставил в Северодвинске спектакль «Инспектор Гул». И «инспектирует» наш театр

Инспектор Ярюхин в исполнении режиссера Ярюхина… Фото Владимира Ларионова
Инспектор Ярюхин в исполнении режиссера Ярюхина… Фото Владимира Ларионова

Режиссера Валентина Ярюхина северодвинские театралы помнят и любят по таким спектаклям, как «Скупой», «Прекрасное воскресенье для пикника», «Человек, зверь и добродетель» и другим. Спустя шесть лет после последней его работы в Северодвинске Валентин Никитич вернулся, чтобы поставить «предупреждение в двух частях» «Инспектор Гул, или Он пришел» по пьесе Джона Бойнтона Пристли.

ПЛОТНО и умело упакованное в «одежды» острого, почти детективного сюжета повествование в какой-то момент открывается как адресованная всем притча об ответственности людей друг за друга, о грехе и о самооправдании. На премьере публика восторженно оценила новую работу театра, и рискнем предположить, что у «Инспектора Гула» большое будущее на нашей сцене. И конечно, в этом успехе следует «винить» режиссера.

Ответственность и вина

- Валентин Никитич, на сцене очень громко гремит гром, звенят звонки, все в зале вздрагивают. Это случайно или это замысел – еще и таким образом вовлечь зрителей в действо?

- Хотелось бы акцентировать этот аспект. Помню Таганку семидесятых – там в этом смысле не церемонились со зрителем. И это было здорово. Сейчас все какое-то причесанное, а зритель хочет подвергнуться такому воздействию!

- У Пристли герои пусть ненадолго, но все же способны признать свою вину и свою ответственность. Вы считаете, что это и для нас актуально? Способны ли мы на это?

- Надо не терять надежду. Искусство во все времена не столько знает ответы, сколько задает вопросы. А общая ответственность – это старая тема для нашей культуры, отсюда и ее актуальность. Еще Достоевский говорил, что все перед всеми виноваты.

- Все перед всеми виноваты – значит, никто ни перед кем?

- В общем, да. А вот у Карла Ясперса есть работа «К вопросу о вине», там говорится: если ты просто жил при Гитлере, не ударив палец о палец, то ты виновен. И я все более в этом убеждаюсь. Это проявляется во всем. Возьмем театр как микрокосм. Здесь та же безответственность. Говорят: а что мы можем сделать? Я отвечаю: хотя бы не делай того, что делаешь. Здесь, в Северодвинске, актриса попросила меня не смотреть спектакль, в котором она занята. Ей, видите ли, стыдно, если я увижу спектакль. А играть не стыдно?

…и инспектор Гул в исполнении Сергея Черноглазова. Фото Владимира Ларионова
…и инспектор Гул в исполнении Сергея Черноглазова. Фото Владимира Ларионова

Премьера как выход на свет

- Я как раз хотел спросить: как вам показался наш театр после перерыва?

- Нельзя стоять на месте. Если не делаешь шаг вперед, то отступаешь на два назад. За два месяца я посмотрел здесь весь текущий репертуар – кроме «Рядовых», их меня вообще просили не смотреть. Понравилось, пожалуй, «Волшебное кольцо» - режиссерскими придумками. Но и их благополучно блокируют актеры. Самое ужасное, что у артистов – даже у хороших! – нет азарта. Подразумевается: зрителей мало, что же «пластаться»? Но тут порочный круг: потому и зрителей мало, что кое-кто так относится к работе. Спрашиваю, разминаются ли актеры перед репетицией, а на меня смотрят, будто я сказал неизвестно что. Кое-кто текста элементарно не знает! А ведь талант надо беречь. Жизнь к нему в оппозиции. Человек трется о жизнь и стирается, и происходит это незаметно… Огорчает и низкая сценографическая культура. Сейчас никто не пишет щиты гуашью, как здесь делают. Говорят: мало денег. Ну, не знаю. В средней полосе их не больше.

- Кстати, о знании текстов. Говорят, один из актеров на вопрос о том, как ему удается так играть, отшучивался: мол, текст надо знать, батенька!

- Актерских баек много...

- Расскажете?

- Студент приходит к мэтру, говорит: «Скажите, какой внутренний монолог у вас был, когда вы сегодня играли?» Тот отвечает: «Я знаю только два внутренних монолога. Один: что-то ты, Иван Иваныч, играешь хреново! Второй: ай да Иван Иваныч, ай да сукин сын!»

- Неужели все так мрачно у нас? Кто-нибудь может сказать о себе: «Ай да…»?

- Нравится, как работает Анна Венгерович. С самоотдачей, задором, пониманием. Профессионально.

- Спасибо за беседу и за спектакль, Валентин Никитич. С премьерой вас.

- Премьера – не вершина. И не пункт назначения. Это просто как бы поезд выходит из тоннеля на свет.

Беседовал Станислав ЗЕЛЯНИН