Вечерний Северодвинск
Номер от 25 марта 2010 г.

Вот и жалейка плачет…
Вновь встречать Валентину Толкунову овациями нам уже не суждено

Фото Николая Гордеева
Фото Николая Гордеева

25 декабря 1997-го. В этот славный морозный предновогодний вечер зрительный зал Центра культуры и общественных мероприятий «таял» от обаяния, улыбки, замечательных песен и хрустально-чистого голоса всенародной любимицы Валентины Толкуновой.

Под звуки знакомых мелодий невольно вспоминалась первая встреча с певицей. Она тогда давала два концерта во Дворце Ленкома. Один шефский для морячков, второй – для всех своих поклонников и почитателей, переполнивших Большой зал.

В перерыве между выступлениями меня, начинающего журналиста (1973 год), за кулисами встретили… врачи. Предупреждение было категоричным:

- На интервью не больше пяти-семи минут. Валентина Васильевна нездорова. Ей надо отдохнуть, впереди еще один концерт.

В знаменитой «пятидесятой» гримерке, самой ближней к выходу на сцену, было по-больничному тихо. На стук в дверь актриса тут же поднялась с дивана и, кутаясь в пуховый платок, начала рассказ о музыке, о песнях, о городах и селах, где доводилось выступать.

Сегодня понимаю, как наивны и нескладны были мои вопросы. Но певица и виду не подала, понимая растерянность провинциального «писаря». Разговор со звездой прошел на равных, и продлился он не пять, а добрых двадцать минут. В тот день я вернулся домой влюбленным.

Перед зеркалом девчушка лет пяти

Толкунова всегда себя считала москвичкой, хотя родилась в Армавире. Но уже в годовалом возрасте родители перевезли ее в Белокаменную. Петь начала в самом нежном возрасте, тогда же выдержав конкурс на участие в творческом коллективе. И в течение десяти лет с успехом выступала в составе ансамбля Центрального Дома детей железнодорожников.

Потом учеба на хоровом отделении Московского института культуры, диплом музыкального училища имени Гнесиных и гастроли по всей стране…

Смотрит в зеркало невеста не спеша

Любовь настигла Валю Толкунову во время работы в популярном коллективе – ансамбле «ВИА-66». Ее мужем стал руководитель оркестра композитор Юрий Саульский. Казалось, счастью не будет конца, но оно оказалось длиною лишь в пять лет. Невосполнимую горечь разлуки Валентина Васильевна пронесла в душе через всю свою жизнь.

Второй муж певицы – дипломат, журналист-международник Юрий Папоров. Их сыну сейчас тридцать один.

Двадцать три года подряд Валентина Толкунова была непременной участницей телевизионного фестиваля «Песня года». Многие десятки, а то и сотни песен подарил нам ее щедрый талант…

Дайте ж, сударыня, руку!

Итак, Северодвинск, ЦКиОМ, декабрь-1997. После концерта благодарные слушатели долго не отпускали певицу, а потом ее встречали хлебом-солью работники Центра культуры и журналисты. Познакомили с полотнами городских художников, угостили шампанским и настоящим новогодним арбузом, выращенным северодвинскими дачниками (в то время в ЦКиОМ проходила традиционная выставка «Дары природы»).

Потом певицу взяли в плен журналисты. На все вопросы – точные, конкретные, доброжелательные и подробные ответы. В конце беседы коллега, представлявшая одну из городских газет, не удержалась от комплимента:

- А вы, оказывается, еще и умная!

Валентина Васильевна как бы не заметила этой бестактности, но я, сидя рядом, успел заметить, как потемнели ее глаза.

Еще до встречи вышла нам разлука

Вчера, в среду, москвичи и вся страна простились с любимой певицей. Ее похоронили на Троекуровском кладбище столицы.

Странная штука: в космос летаем, коллайдеры запускаем, а на онкологию управы никак не найдем… Простите нас, Валентина Васильевна, и – спасибо вам.

Александр ГУЗНИЩЕВ