Вечерний Северодвинск
Номер от 25 марта 2010 г.

Первый фотолетописец
После тяжелой и продолжительной болезни скончался Юрий Иванович Лавров – ветеран Севмаша, один из тех, чьими способностями и стараниями на главном оборонном, а потому и «закрытом» предприятии Северодвинска начала создаваться фотолетопись.

Фото Валерия Уткина
Фото Валерия Уткина

Конечно, мне могут возразить – Юрий Иванович вряд ли был первым, кто работал с фотоаппаратом на территории верфи. Верно. Но где эти снимки, где их негативы сегодня? В каких архивах они лежат? И лежат ли вообще, если в нашей стране, время от времени лишающей себя памяти, к архивам отношение известное?

Он был знаком с легендарным директором завода Евгением Егоровым. Судьба случайным и счастливым образом свела их вместе. Евгений Павлович первым обратил внимание на увлечение молодого рабочего Юрия Лаврова фотографией. Как человек дальновидный, разносторонне образованный и уж никак не страдающий пренебрежительным отношением к истории, именно он предложил Юрию Ивановичу стать первым фотографом завода № 402, открыл в штатном расписании специальный отдел, а затем внимательно отслеживал его работу. Тем и было положено начало документальной фотолетописи предприятия.

Сегодня мы смотрим снимки Юрия Лаврова и отдаем должное их раритетному содержанию – Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Алексей Косыгин, главком Горшков, министр Устинов, академик Александров и многие, многие другие личности знаменитой державной эпохи запечатлены на них в севмашевских «декорациях». А ведь не будь человеческого союза Егоров - Лавров, а у завода своей фотолаборатории, такие снимки могли и до сей поры пылиться под неприступными грифами московских министерств.

Последний раз мы виделись, когда в свет вышла книга-альбом «Город мой молодой» - самое обширное на сегодня собрание исторических и художественных фотографий, рассказывающее о Северодвинске. И вовсе не случайно один из разделов этого издания был отдан снимкам Юрия Лаврова. Он не причислял себя ни к мастерам художественной фотографии, ни к матерым документалистам, он просто делал свое дело изо дня в день, не думая о регалиях. Правда, некоторых, кто видит творческий труд фотографа лишь в своевременном нажатии кнопки аппарата, удивляла его щепетильность в вопросах авторского права на фотографию. Так ведь сие не от большого ума. А вообще-то, подобную щепетильность не мешало бы перенять некоторым барствующим чинушам, забывающим, что авторское право, труд фотографа отныне защищает закон.

Люди рано или поздно уходят. Память остается. Она долго будет жить в фотографиях Юрия Ивановича.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк