Вечерний Северодвинск
Номер от 25 марта 2010 г.

Не банкротство, так акционирование
О ситуации на муниципальном пассажирском автопредприятии рассказывает его директор Юрий Широкий

Юрий Широкий: «Если завтра администрация города примет решение упорядочить работу «левых» перевозчиков, я уйду…» Фото Владимира Ларионова
Юрий Широкий: «Если завтра администрация города примет решение упорядочить работу «левых» перевозчиков, я уйду…» Фото Владимира Ларионова

- Юрий Ростиславович, вокруг да около ходить не буду. Хотелось бы узнать подробности истории о том, как ООО «АвтоДейл» пыталось обанкротить предприятие, руководителем которого вы являетесь.

- Многого я вам не скажу: есть в этом деле очевидные вещи, которые, к сожалению, документально подтвердить не могу. Работники предприятия утверждают, что с этой московской фирмой о поставках запчастей договаривался и заключал контракт лично Сергей Неумывако, хотя на автопредприятии этим должны заниматься совсем другие люди. Была произведена закупка запчастей, причем, судя по ценам, их дешевле было купить здесь, в Северодвинске. И в 2007 году у ПАТП образовалась задолженность на сумму 2 миллиона 700 тысяч рублей.

- И прежнее руководство ПАТП не предпринимало попыток рассчитаться за запчасти?

- Практически нет. Да и руководство ООО «АвтоДейл» не предпринимало никаких шагов, чтобы взыскать эти деньги с предприятия. Единственное, что было, – это решение суда, которое подтверждало, что у ПАТП имеется долг перед этой фирмой, и решение это спокойно лежало в одной из папочек до смены руководства на муниципальном предприятии. Как только это случилось, «АвтоДейл» резко активизировал свои действия по взысканию долга. И практически через день после отставки Неумывако появился исполнительный лист, по которому со счета предприятия был снят миллион рублей.

Ситуация же на предприятии была такова, что гасить всю сумму сразу у нас не было ни желания, ни возможностей, поэтому были попытки договориться с ООО «АвтоДейл» гасить сумму спокойно, в рабочем режиме небольшими частями, чтобы в марте 2010-го рассчитаться. Договориться миром не получилось, фирма предпринимала различные шаги и действительно пыталась обанкротить предприятие (кредитор имеет такое право, если долг составляет более 100 тысяч рублей). В остальном все получилось, как мы и планировали: на дворе март – долг погашен.

- И какова сегодня ситуация на ПАТП?

- Она под контролем. Сегодня мы полностью погасили долги перед «АвтоДейлом», но все прекрасно понимают, что целью этого ООО и тех, кто за ним стоит, было вовсе не скорейшее возвращение долга, а в худшем для нас случае банкротство предприятия или, как минимум, создание ажиотажа вокруг предприятия, что должно было спровоцировать активные действия остальных кредиторов ПАТП. А долгов предприятие накопило на кругленькую сумму – 120 миллионов рублей!

С основным кредитором – господином Фоменко достигнуто соглашение о реструктуризации долга в 60 миллионов рублей (это платежи за топливо и аренду автобусов), который мы должны погасить в течение трех лет.

- А оспорить этот долг вы пытались?

- Бесполезно. Как бы мы ни относились к этому долгу, юридически все оформлено правильно, поэтому мы вынуждены его гасить.

- Вся эта история раскручивалась на фоне планов администрации акционировать ПАТП. Кстати, и эта инициатива мэрии уже обросла слухами и домыслами.

- Акционирование должно облегчить предприятию принятие экономических решений, сделать ПАТП более мобильным. Если предприятие по примеру Северодвинского хлебокомбината будет акционировано, появится возможность привлекать стратегических инвесторов.

- Что значит «стратегические инвесторы»?

- Это не халявщики, которые придут на один день, а серьезные инвесторы, имеющие средства и интерес вкладывать их в предприятие, развивать его. Если Горсовет примет такое решение, а я надеюсь, коллеги меня поддержат, после проведения акционирования все 100 процентов акций останутся в ведении городской администрации. Если администрация захочет каким-то образом распорядиться акциями, например продать или передать в управление, то и это решение будут принимать депутаты. Широкий себе в карман ничего не положит. Я не воровать пришел, у меня цель одна – кардинально исправить ситуацию на предприятии, а она была аховая. И те меры, которые сейчас предпринимаются, должны дать результат уже в конце года. А за один месяц положение ни я и никто другой не исправит. Предприятие зарабатывает 20 миллионов в месяц и эти 20 миллионов тратит на налоги, топливо и зарплату, а еще долги висят. За счет чего развиваться? А тут еще нелегалы, благодаря которым предприятие ежемесячно теряет кругленькую сумму. Те меры, которые предпринимаются для борьбы с ними, результатов не приносят: они как ездили, так и ездят.

- Уже слышны разговоры о том, чтобы их легализировать.

- Надеюсь, что это только разговоры. Если будут предприняты конкретные шаги, я сразу положу на стол заявление об уходе! Пассажиропоток дает всего 25 миллионов рублей в месяц. Из этих денег 20 миллионов получаем мы, пять забирают нелегалы. Если они начнут работать на законных основаниях, они будут забирать еще больше. В этом случае предприятию не до оздоровления и развития. Ему просто не выжить. Поэтому ни копейки из пассажиропотока я не могу отдать!

- Но вас не без оснований упрекают в том, что автобусы ездят из рук вон плохо.

- Вы думаете, меня это устраивает? Но правда и то, что интервалы между автобусами я сегодня сократить не могу, и даже соблюдать график – дело не из легких. И причины понятны: тяжелое финансовое положение предприятия, а значит, изношенность имеющихся автобусов, невозможность приобретения новых и, разумеется, работа на маршрутах нелегалов. Если исправить эти моменты, предприятие будет работать – пальчики оближете! Настроен я решительно и сделаю все, чтобы в корне исправить ситуацию. Но если завтра администрация города примет решение упорядочить работу «левых» перевозчиков, я уйду, потому что в этом случае перспектив у ПАТП я не вижу.

Спрашивала Елена САДОВА